Исторический календарь: неделя за неделей
октябрь, 13-19

Решение нерешаемых задач

17 октября 1898 года - спуск на воду ледокола "Ермак", построенного по проекту Степана Осиповича Макарова

Макаров
"При всяком решении вопроса надо помнить лишь о деле, смело брать на себя ответственность за свои поступки и руководствоваться собственным здравым смыслом, принимая во внимание обстановку".

   Сын скромного сухопутного офицера, лишённый всякой протекции. К 42 годам он смог на государственной службе, так пропитанной фамусовским духом, стать адмиралом.
   Казалось, ему всё даётся легко. На самом деле это была огромная, тщательная повседневная работа. Изучая применение мин, он изготовил ряд специальных приборов, открыл неизвестное прежде течение из Средиземного моря в Чёрное и написал целое исследование о подводных течениях в Босфорском проливе (премия Академии Наук).
   Он всегда выходил за рамки непосредственных обязанностей. Поручили флотскую артиллерию - изобрёл разошедшиеся по всему миру "колпачки Макарова" для бронебойных снарядов. Поручение составить приказ о порядке ведения боя вылилось в "Рассуждения по вопросам морской тактики".
   Вот "три кита" успеха Макарова:
   1. Решать нерешаемые задачи. Думая о Северном морском пути, он предложил плавать сквозь льды и построил ледокол, какого не было прежде. Ещё раньше, 22-летним мичманом, предложил частично затапливать корабль, чтобы он не перевернулся при пробоине. Нынче это азы кораблестроения, тогда было ересью.
   2. Спорить с авторитетами. Это ему приходилось делать всю жизнь, даже имея адмиральский чин и всеобщее признание. Всё, что он сделал, было сделано вопреки противодействию чиновников или несмотря на отсутствие содействия.
   3. Доводить дело до конца. В Русско-турецкую войну он первый придумал использовать оборонительные мины для атаки противника. Добился выделения ему парохода, оборудовал его и заставил турок себя бояться. Придуманный им ледокол сам чертил, сам присматривал за строительством, сам же потом водил его во льды.
   Достигнув начальственных высот, он остался вечным работником, постоянно сам выходил навстречу неприятелю. Он и погиб на рабочем месте - вместе с кораблём, подорвавшимся на японской мине.
   

Rambler's Top100