главная страница

От семилетки - к восьмилетке

   К началу 1960-х гг. Лаврентьеву уже доводилось публично высказываться по вопросам школьного образования. Как раз в тот год, когда начиналось строительство первых зданий Академгородка, Н. С. Хрущёв провёл одну из своих нашумевших реформ. "Семилетку" (обязательное и бесплатное для всех неполное среднее образование) сменила "восьмилетка", а в старших классах (с 9 по 11-й) и в вузах предлагалось усилить внимание производственному обучению, с тем, чтобы вся молодёжь "включалась в общественно полезный труд" [1]. Для руководителей науки самым драматичным отрезком во всей этой истории стала не сама реформа, а её трёхмесячное "всенародное обсуждение". Изначальный замысел, опубликованный "Правдой" 21 сентября 1958 г. [2], был гораздо радикальнее того, что получилось в итоге. Предполагалось, что никто не сможет начать учёбу в вузе, пока не отработал хотя бы два года на предприятии. На коренной порок этого подхода коротко, но ясно указал академик Н. Н. Семёнов: "молодой возраст и отсутствие перерыва в учебе являются очень важным условием для развития научного творчества молодого человека" [3].
   Академики решительно выступили против "производственного стажа" - в том числе и в газете "Правда", имевшей статус официального рупора КПСС, и потому особенно авторитетной. Одни (Я. Б. Зельдович, А. Д. Сахаров) не только подвергли критике намерение ослабить связь между школой и вузом, но выдвинули противоположный проект - создания для одарённых детей "сети специальных школ с физико-математическим уклоном". Другие - те, что входили в руководство Академии наук - ограничивались критикой предложений Хрущёва, не рискуя лишний раз дразнить советских идеологов словами "вундеркинд" и "одарённые дети".
   В числе "дипломатов" был и заместитель президента АН СССР М. А. Лаврентьев. 25 ноября 1958 г. он выступил в "Правде" со статьёй "Нужны ли специальные школы для "особо одаренных"?". Статья, вроде бы, имела задачей критиковать выступление Я. Б. Зельдовича и А. Д. Сахарова. "Мне представляется неправильным выделять привилегированную группу вундеркиндов", - писал академик. Но затем плавно переходил всё к той же мысли о необходимости научного образования со школьной скамьи: "Нам нужно позаботиться не о том, чтобы скорее выделить и обособить быстродумов, а о том, чтобы заинтересовать и привить неистребимую любовь к творчеству, к изысканиям у широких слоев населения. Для этого необходимо проводить научные лекции, творческие конкурсы, выпускать популярные журналы" [4].
   
Лаврентьев и Хрущёв
Лаврентьев и Хрущёв
"Всенародная дискуссия" минула, непрерывность образования от школы к университету удалось отстоять. Теперь можно было переходить в наступление. 18 октября 1960 г. "Правда" публикует статью М. А. Лаврентьева "Молодым - дорогу в науку!". "Советское государство щедро идет навстречу ученым и с каждым годом расширяет ассигнования на научные работы. Поэтому можно намечать самые обширные планы развития науки, обеспечивая эти планы материальной базой. Но мы столкнулись с таким положением, что в ряде важных отраслей знаний новые научные институты, если не принять решительных мер, не будут обеспечены необходимыми кадрами.
   Нынешние темпы подготовки научных кадров ни в коем случае нас удовлетворить не могут. <...>
   Этот вопрос должен быть в центре внимания педагогов уже в средней школе. Чем раньше молодежь будет приобщаться к науке, тем быстрее и полнее будет отдача. Уже в средней школе надо развивать рвение к науке, технике, изобретательству, отбирать тех, кто проявит особый интерес к этому делу. Исключительно благородна роль скромных тружеников средней школы - учителей, которые умеют прививать своим питомцам любовь к тому или иному предмету. Между тем известно, что многие учителя ориентируются на средний уровень знаний. <...>
   Но есть и другие примеры. Опыт одной из казанских школ показал, каких замечательных успехов можно добиться, если повысить требования к наиболее сильным ученикам в тех дисциплинах, где они особенно отличились. Здесь и рождается порыв к будущей научной деятельности. Не случайно выпускники именно таких школ впоследствии чаще занимают ведущее положение в науке и технике. <...>
   Тесная связь вузов со средней школой - одно из самых мощных средств улучшения деятельности и вуза, и средней школы. Надо приложить усилия к тому, чтобы максимально расширить влияние вузов на среднюю школу, чтобы везде происходил отбор школьников, отличающихся особым интересом к тем или иным предметам. Целесообразно, например, устраивать всесоюзные олимпиады по тем или иным предметам с большой предварительной заочной подготовкой школьников. Следует организовать инспекционные поездки по местным школам работников высшей школы, Академии педагогических наук, опытных учителей" [5].
   Выступления М. А. Лаврентьева в "Правде" - это не публицистика, это организационное сопровождение созидательных шагов. На сей раз намерения академика материализовались в проекте нового учебного заведения. В июне 1962 г. А. М. Будкер [6] во время одного из обсуждений на бюро президиума СО АН обронил: "Года полтора назад мы полностью готовили проект физико-математического техникума, составили его программу" [7]. Значит, начало 1961 г. Тогда дело не двинулось дальше. Подробности этой истории пока неизвестны. Но известно, что в том же 1961 г. началась подготовка олимпиады.
   
   



[1] Закон СССР от 24.12.1958 г. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. http://www.lawmix.ru/sssr/14347.
[2] Это были "тезисы" ЦК КПСС и Совета министров с говорящим названием: "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране".
[3] Кумель Л. Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г. // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г. М., 2003, С. 333-337. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ihst/2003/coumel.htm.
[4] Правда. 25 ноября 1958 г. Цитата предоставлена И.С. Кузнецовым.
См. также: www.prometeus.nsc.ru/akademgorodok/lavrentev/biblio/works1.ssi#1958.
[5] Лаврентьев М. А. Наука. Технический прогресс. Кадры. Новосибирск, 1980. С. 203-207.
См. также: http://www.prometeus.nsc.ru/elibrary/2007str/075-078.ssi.
[6] В официальных документах Будкеру ставили инициалы в соответствии с паспортом - Г.И. (Герш Ицкович). Но товарищи по работе звали его Андреем Михайловичем.
[7] Научный архив СО РАН (далее - НАСО). Ф. 10. Оп. 3. Д. 253. Л. 255.

Rambler's Top100