главная страница

Олимпиада

   Первую Всесибирскую физико-математическую олимпиаду школьников Сибирское отделение АН СССР объявило осенью 1961 г. Задачи составили так, чтобы они проверяли не только знания, но и умение соображать.
   
   Андрей Михайлович Будкер Председателем оргкомитета олимпиады стал директор Института ядерной физики Андрей Михайлович Будкер [1]. Выпускник Московского университета, после начала войны он добровольцем ушёл в армию. После демобилизации начал работать в группе И. В. Курчатова как раз в то время, когда Игорь Васильевич создавал советскую ядерную бомбу. Получив известность как теоретик, Будкер совершил необычный поворот: для проверки своих казавшихся невероятными идей перешёл в экспериментаторы, создал лабораторию. "Не людей подбирать под институты, а институты создавать под людей" - таков один из ключевых принципов Лаврентьева при создании Академгородка. Под 40-летнего Будкера Лаврентьев создал самый крупный институт - Институт ядерной физики. "А. М. любит повторять, что в науке есть много возможных путей, кроме одного - по которому прошли другие. Очевидно, поэтому один из его любимых лозунгов звучит так: "Перегнать, не догоняя!"" - так писали в 1968 г. его соратники [2].
   Вспоминает участник работы первого оргкомитета олимпиады И. Ф. Гинзбург: "В те годы на Западе распространилась система летних школ для исследователей-физиков, начатая по инициативе Э. Ферми, материалы этих школ публиковались в журналах. По-видимому, под впечатлением этих публикаций Г. И. Будкер осенью 1961 г. включил в программу олимпиады третий тур - летнюю школу в Академгородке, где во-первых, школьники увидят "живую" науку, а во-вторых мы сможем оплатить приезд сильных учеников для поступления в НГУ" [3].
   
   Весь замысел сибирские учёные описывали в январе 1962 г., обращаясь к руководству страны:
   "Олимпиада проводится в два тура: заочный (первый) и очный (второй) <...> В связи с проводящейся в этом году Всероссийской математической олимпиадой предполагается объединить Всесибирскую олимпиаду со Всероссийской. Но так как цели Всесибирской олимпиады шире, то к задачам Всероссийской олимпиады будут добавлены более простые и доступные задачи. Это позволит кроме десятка-двух лучших и наиболее подготовленных математиков Сибири, которые поедут в Москву, отобрать широкий актив молодёжи с математическими способностями независимо от их подготовки.
   Второй тур олимпиады (очный) проводится в соответствующем областном центре. К нему привлекаются победители первого тура по пригласительным билетам, дающим право на бесплатный проезд к месту проведения олимпиады. Эти (областные) олимпиады организуются на средства ОблОНО и проводятся Областным отделом народного образования совместно с представителями Сибирского отделения АН СССР при активном участии комсомольских организаций.
   Юноши и девушки, показавшие на олимпиаде лучшие знания и способности по физике и математике, приглашаются летом в двухмесячную школу лагерного типа в научном городке Сибирского отделения АН СССР под Новосибирском. В этой школе наряду с различными культурными, спортивными и оздоровительными мероприятиями будут систематически проводиться специальные лекции и собеседования по физике и математике. Участникам школы будет предоставлена возможность подробно познакомиться с работой институтов Академии наук, лабораторий и вычислительного центра.
   Летняя школа заканчивается туристическим походом и культурно-массовыми мероприятиями, а также специальным конкурсом Всесибирской олимпиады по физике и математике. Победители конкурса награждаются призами и грамотами. Летняя школа организуется на средства Сибирского отделения АН СССР, включая оплату питания и проезда" [4].
Проспект Науки. Слева строится здание, в котором позже разместится Вычислительный центр СО АН СССР
Проспект Науки. Слева строится здание, в котором позже разместится Вычислительный центр СО АН СССР

   Олимпиадное движение в России зародилось ещё до революции и особенно развилось в 1930-е годы. В 1934-м - в Ленинграде, а в 1935-м - в Москве состоялись первые массовые региональные олимпиады по математике; со временем добавилась и физика. После войны дело возродилось с новой силой и к 1960 г. дозрело до всероссийской математической олимпиады Министерства просвещения РСФСР. Первая "большая" (58 городов) олимпиада по физике была проведена московским Физтехом параллельно с Первой всесибирской - в феврале 1962 г. [5].
   Сама по себе идея олимпиад была не нова. Изюминкой Сибирского отделения стала привязка олимпиады к университету. Олимпиада имела практической задачей отобрать несколько сотен будущих студентов. И значит, не подходила олимпиадная система Минпроса, последовательно на каждом уровне (район, город, область) отсекавшая проигравших.
   Не подходила эта система и потому, что победу на минпросовских олимпиадах определяло не столько умение думать, сколько знание фактов по определённой программе, а иногда и отношения с преподавателями. И. Ф. Гинзбург вспоминает о мартовской 1962 г. олимпиаде Министерства просвещения РСФСР, в которой представители СО АН участвовали с целью рекламы грядущей Всесибирской олимпиады среди её возможных участников. "Я выезжал в Барнаул вместе с В. Т. Дементьевым. Мы проводили собеседования со школьниками и сообщали им о нашей олимпиаде и летней школе. <...> Качество отбора на эту олимпиаду демонстрирует такой факт. В это время в одном из сёл Алтайского края в двух разных классах одной школы учились В. Е. Балакин и В. В. Пархомчук. Через два-три года они оказались среди сильнейших студентов своих курсов на физфаке НГУ. Сейчас оба они - члены-корреспонденты РАН по ядерной физике. На олимпиаду Министерства просвещения РСФСР в Барнауле они не попали" [6]. Всё это требовало создания собственной системы отбора.
   
   В апреле 1962 г. замысел оргкомитета Всесибирской олимпиады начал воплощаться. Задачи заочного тура были напечатаны в одной из всесоюзных газет; кроме того, Министерство просвещения РСФСР разрешило разослать тексты задач по школам.
   Вспоминает Л. Ф. Лисс [7]: "Газета "Комсомольская правда" решила поддержать эту идею и опубликовала задачи Сибирского отделения, целый разворот - а "Комсомолка" ведь поступала в каждую школу. Кроме того, Сибирское отделение отпечатало специальную листовку газетного формата. Ещё до этого письмами за подписью ректора НГУ И. Н. Векуа мы запросили все сибирские ОблОНО, и у нас образовалось 20 000 адресов средних школ Сибири и Дальнего Востока. С помощью комсомольцев, которые получали поручение раскладывать листовки Сибирского отделения в конверты, надписывать адреса, мы разослали эти 20 000 по школам. А потом стали получать решения задач" [8].
Обсуждение. А.М. Будкер и М.А. Лаврентьев
Обсуждение. А.М. Будкер и М.А. Лаврентьев

   А. М. Будкер в кругу руководителей СО АН описывал происходящее в радужных тонах: "Первый тур олимпиады прошёл удовлетворительно. Мы думали, что он пройдёт не очень хорошо, и к этому готовились. Но потом, со временем, в связи с тем, что мы отложили срок подачи писем, мы получили 1 200 ответов, причём большинство из них уже достаточно для того, чтобы товарищей приглашать на второй тур. Мы получили очень большое число писем, как от взрослых, так и от детей, очень интересных, из Европейской части, от учителей и родителей. Все они очень интересны. И может быть, когда мы объединим итоги всей олимпиады, то из них какие-то выдержки дадим. Многие из них очень трогательны, некоторые наивны, некоторые без подписи. Таким образом, это мероприятие всколыхнуло и вызвало в стране большой резонанс - неожиданно было получено письмо от математического общества города Винницы, где меня, Лаврентьева и Журавлёва [9] выбирают в почётные члены" [10].
   
   18 июня 1962 г. президиум утвердил "Список лиц, командируемых в города Сибири для проведения II-го тура Всесибирской физико-математической олимпиады". 39 человек, объединённых в 14 команд, были отправлены в 18 городов от Оренбурга до Южно-Сахалинска, от Петропавловска до Якутска [11]. Им ставилась задача из полутысячи человек, допущенных ко второму туру, отобрать 250-300 для приглашения на третий этап в Новосибирск.
   
А.А. Берс. 1970
А.А. Берс. 1970
Вспоминает А. А. Берс [12]: "Я был руководителем бригады, которая ехала в Улан-Удэ и Читу. Среди прочего у меня были письма, где говорилось, какие задачи на меня возложены, и просьба всем оказывать содействие, а институтам СО АН было поручено обеспечить меня необходимыми средствами. Средства эти были нужны для того, чтобы везти школьников, отобранных на олимпиаде, прямо в Академгородок. Проведя олимпиаду в Улан-Удэ и отправив часть нашей бригады со школьниками в Академгородок, мы поехали в Читу, там провели олимпиаду, и дальше я помню, как вез компанию школьников, среди которых сейчас несколько докторов наук. Мы их везли, причем у нас не хватало места в купе, и один из маленьких ехал на третьей (багажной) полке" [13].
   Такая олимпиадная работа выходила за рамки привычного. Из выступления А. М. Лаврентьева: "Когда мы представили проект всей этой организации [14], то в Совете министров РСФСР сказали: видите ли, Вы как шаг, так обязательно деньги. Почему же физико-технический институт провёл олимпиаду и не имел никаких денег, всё это сделал бесплатно. Все студенты, в том числе физики, поехали в отпуск в разные части страны к себе домой; всем им поручалось такое дело, вот этот самый набор, отбор и т. д. Так что они на командировочные не представили ничего. Теперь внутри - все преподаватели и студенты были мобилизованы чисто общественным порядком. Дальше: Министерство просвещения РСФСР проводило первую олимпиаду, в которой мы частично тоже приняли участие, - и всё это тоже на общественных началах, говорят, не выплачивалось ни копейки. А вы хотите миллион [15]. Словом, нужно было убеждать, что товарищи формально только провели, но если бы не мы, пославшие своих людей, то у них ничего не получилось бы, это было бы пшик" [16].
   На второй год (1963) состоялось "Присоединение Средней Азии к Всесибирской олимпиаде". Вспоминает А. А. Берс: "Я помню, возникла идея, что у нас под боком есть казахи, киргизы, узбеки, туркмены и таджики. И вообще, олимпиады расползаются по стране, их надо координировать. Что делаю я как председатель оргбюро олимпиады СО АН? Я пишу письмо на бланке комитета олимпиады и подписываюсь как председатель оргбюро, о том, что такого-то числа в Академгородке состоится Всесоюзное совещание по обсуждению организации и проведения Всесоюзных олимпиад по математике, физике, химии в восточной зоне СССР, и приглашаю принять в этом деле участие. Поездка на совещание - за счет командирующей стороны. Это письмо рассылается всюду. Потом из ЦК комсомола приходит звонок: как это они смеют собирать Всесоюзное совещание? А мне такое и в голову не приходило, мне же надо было для дела собрать людей.
   Мы их собрали, в том числе приехали эти наши "азиаты". После чего Ваш покорный слуга с письмом председателя СО АН пошел в кассу, мне в кассе выписали билет авиационный на двух бланках: Новосибирск - Алма-Ата - Фрунзе - Душанбе - Ашхабад - Ташкент - Новосибирск. Семь пунктов, шесть рейсов. У меня был расписан сводный билет, и я поехал по соответствующим министерствам, занимаясь присоединением Средней Азии к Всесибирской олимпиаде. После чего приехал, и ту карту на нашей грамоте, где была показана зауральская часть СССР, Сибирь, расширил, добавив туда Среднюю Азию. И она стала называться "физико-математической олимпиадой восточной зоны СССР". Я ее так придумал. Кто мне разрешил? А я никого не спрашивал" [17].
А.А. Берс (справа) и А.Н. Колмогоров, стоявший у истоков московских математических олимпиад и московской физматшколы
А.А. Берс (справа) и А.Н. Колмогоров, стоявший у истоков
московских математических олимпиад и московской физматшколы

   Из стенограммы заседаний бюро Президиума СО АН СССР 14 февраля 1963 г.:
   "Кочина П. Я.: [18] <...> Казахстан отпал: они сами будут проводить олимпиаду. А в дальнейшем должна быть всесоюзная олимпиада. <...>
   Белянин Б. В.: А нельзя ли договориться с Казахстаном об общей олимпиаде?
   Лаврентьев М. А.: Я бы считал целесообразным проводить общую олимпиаду. Сегодня я позвоню им" [19].
   
   И. Ф. Гинзбург: "Мы организовали систему преемственности в проведении олимпиад. Понимая, что самые заинтересованные люди здесь - те, кто пришёл в НГУ через олимпиады, мы с самого начала многое доверяли студентам. Нередко в бригаде, выезжавшей в областной центр в составе 4-5 человек, среди которых были кандидаты наук и научные сотрудники, старшим назначался студент. Подготовку задач и проверку работ вели студенческие оргкомитеты, на физфаке их возглавляли в разное время Е. Глускин, А. Дроздов и др. Наш олимпиадный комитет активно взаимодействовал с Всесоюзным, мы могли отстаивать свои позиции и вносили существенный вклад в формирование набора олимпиадных задач. Существенным элементом было то, что областной тур проводился в мартовские каникулы, и туда свободно могли выезжать студенты. Им было очень лестно приехать в родной город с делегацией СО АН, и конкурс на поездки был достаточно высок и квалифицирован. В 1968-1969 г. Е. И. Биченков стал проректором НГУ. Он <...> согласился с предложением Министерства просвещения проводить областной тур в зимние школьные каникулы. Это немедленно отсекло от олимпиады студентов, преемственность прервалась. В итоге олимпиадный комитет стал всё более бюрократической организацией, а олимпиады превратились в многоступенчатые спортивные состязания по формированию команд на международные олимпиады. При этом состав участников областного тура - основного для нас при отборе в ФМШ - резко сузился, и набор в ФМШ стал ослабляться" [20].
С.Л. Соболев на заседании
С.Л. Соболев на заседании

   Ректор НГУ в апреле 1972 г. подводил итог этим переменам:
   "С. Т. БЕЛЯЕВ: <...>
   Второй вопрос - набор, его организация. Действительно, эта работа несколько запущена. Но в последние два года мы делаем очень много, чтобы возродить принципы отбора.
   М. А. ЛАВРЕНТЬЕВ:
   - Да, нам запрещали печатать задачи, и пр. Сейчас все преодолено?
   С. Т. БЕЛЯЕВ:
   - Не совсем. Олимпиада в таком виде, как она работала впервые годы, не может быть восстановлена: тогда мы были организаторами и диктовали условия. Сейчас олимпиада сильно обюрокрачена. В Москве есть штаб олимпиад, олимпиаду поддерживают органы народного образования и пр. И каждая организация имеет свои цели при проведении олимпиады. Так что условия более трудные, но мы приспосабливаемся. Вернуть к первоначалу не удастся, потому что олимпиада имеет цель - развитие интереса к науке в нашей стране.
   С. Л. СОБОЛЕВ:
   - Это всегда так и было.
   С. Т. БЕЛЯЕВ:
   - Слова произносились одинаково, но каждый понимал их по-разному. Сейчас большую роль играет соревнование между районами, школами и т. д." [21].
   
   
   



[1] Кругляков Э. П. Особый стиль работы // Академик Г. И. Будкер. Очерки, воспоминания. Новосибирск, 1987. С. 130-131.
[2] Беляев С. Т., Сидоров В. А., Чириков Б. В. Герш Ицкович Будкер (к 50-летию со дня рождения) // УФН. Т. 96. Вып. 3. 1968, ноябрь. С. 569-571.
[3] Гинзбург И. Ф. Первая олимпиада и начало ФМШ. [2012] [Электронный ресурс] Личный архив Л.Д. Демидовой и А. К. Кириллова (далее - ЛАДК).
[4] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 319 Л. 5-6.
[5] Подлесный Д. В. О школьных физических олимпиадах в России // Электронный журнал "Исследовано в России". 2001. [Электронный ресурс]. http://zhurnal.ape.relarn.ru/ articles/2001/047.pdf.
[6] Гинзбург И. Ф. Первая олимпиада и начало ФМШ. [2012]. ЛАДК.
[7] Лев Фадеевич Лисс - выпускник Исторического факультета МГУ, в 1961-1965 гг. фактически исполнял обязанности начальника учебной части НГУ; впоследствии - профессор кафедры всеобщей истории гуманитарного факультета НГУ.
[8] Письмо Л. Ф. Лисса от 1 августа 2012 г. [Электронный ресурс]. ЛАДК.
[9] Юрий Иванович Журавлёв (1935 г.р.), в 1962 г. - к.ф.-м.н., зав. отделом Института математики, с 1992 г. - академик. Активный участник первых Всесибирских физико-математических олимпиад, участник первого учёного совета Физматшколы.
[10] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 253. Л. 241.
[11] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 253. Л. 326-327.
[12] Андрей Александрович Берс (1934-2013): в 1962 г. - м.н.с. отдела программирования Вычислительного центра СО РАН, впоследствии - доктор технических наук, академик Международной ассоциации информатики, зав. лабораторией Института систем информатики СО РАН. В 1960-е годы - активист летних школ (завуч в 3-й ЛШ, директор 5-й ЛШ), преподаватель ФМШ.
[13] Берс А. А. Интервью А. В. Дмитриеву 23.08.2011 г. Архив музея СУНЦ НГУ.
[14] Имеются в виду все три тура олимпиады с выходом на физматшколу.
[15] Смета олимпиады Сибирского отделения составляла 80 тыс. руб.
[16] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 253. Л. 250.
[17] Берс А. А. Интервью А. В. Дмитриеву 23.08.2011 г. Архив музея СУНЦ НГУ.
[18] Пелагея Яковлевна Кочина (1899-1999) - академик, председатель оргкомитета 2-й Всесибирской олимпиады - см. постановление президиума СО АН о проведении Второй всесоюзной олимпиады: НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 344. Л. 428.
[19] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 344. Л. 432.
[20] Гинзбург И. Ф. Моя жизнь в НГУ и окрест. С. 14-15. [Электронный ресурс]. http://ngu71.com/docs/MGUNGU.pdf.
[21] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 849. Л. 379-380.

Rambler's Top100