главная страница

От техникума к училищу

   "При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян", - писал М. В. Ломоносов при учреждении Московского университета. Двести лет спустя эти слова пришлись кстати в Новосибирске.
   Давая старт первой Всесибирской олимпиаде, отцы-основатели считали на несколько ходов вперёд.
   20 января 1962 г. М. А. Лаврентьев отправил "наверх" проект Физматшколы, подписанный, кроме него, А. М. Будкером. Была и третья подпись - председателя парткома Сибирского отделения Г. С. Мигиренко. Она была необходима, потому что письмо направлялось в Центральный комитет КПСС [1]. Положение о том, что компартия в СССР являет собой "руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных", давно уже было закреплено в жизни и прописано в конституции. Первым секретарём ЦК КПСС был сам Н. С. Хрущёв. Сибирские учёные обращались не в Министерство просвещения и не в Совет министров; они обращались к главному источнику власти в СССР. Речь шла о принципиальном решении вопроса всесоюзной значимости.
   Это письмо уже цитировалось в части внутреннего устройства олимпиады; теперь настало время обратиться к сути замысла.
   "Бурное развитие физики и математики в последние годы привело к тому, что современная физика и математика - науки в значительной степени новые по сравнению с существовавшими 20-30 лет назад. Между тем преподавание в школе практически не изменилось.
   Вследствие этого приходится увеличивать длительность обучения в университетах. Не говоря об излишних материальных затратах, это приводит к тому, что молодые учёные позднее приступают к творческой работе.
   Чтобы исправить положение, надо изменить систему преподавания не только в университетах, но и в школах. В некоторых странах, например, во Франции, такая перестройка уже произведена и дала заведомо положительные результаты. Такая перестройка - весьма сложная задача. Её решение упирается в количество и качество преподавателей в школах, и во всесоюзном масштабе её нельзя быстро решить. <...>
   В связи со сказанным Сибирское отделение АН СССР предлагает осуществить ряд мероприятий, а именно:
   1) провести Всесибирскую заочную и очную олимпиады по физике и математике среди учащихся школ, техникумов и рабочей молодёжи, имеющей среднее образование;
   2) организовать двухмесячную школу в Академгородке СО АН СССР для наиболее способной молодёжи;
   3) создать школу-интернат в Академгородке СО АН СССР со специальной программой <...>
   Наиболее важным из предлагаемых мероприятий является - организация специальной школы-интерната. <...>
   Школу-интернат предполагается основывать на следующих принципах:
   а) в школе будут 9, 10 и 11 классы;
   б) штатными преподавателями в ней, в основном, будут лишь преподаватели русского языка, иностранного языка и литературы. Предполагается, что они будут одновременно и воспитателями. Остальные предметы, в основном, будут преподаваться учёными институтов Сибирского отделения АН СССР.
    в) учащиеся школы-интерната будут проходить широкую практику в математических, физических, химических, биологических институтах, на механическом и радиотехническом опытных производствах, в вычислительном центре и экспериментальном хозяйстве (совхозе) Сибирского отделения АН;
   г) преподавание математики, физики и химии будет вестись по особой программе, учитывающей современные требования и состояние современной науки. Программы будут согласованы с Министерством просвещения РСФСР. Они будут учитывать специфику преподавательского состава и уровень способностей учащихся;
   д) окончившие школу получат профессию лаборантов-физиков, химиков, вычислителей, хорошо подготовленных как теоретически, так и практически;
   е) выпускники школы, не поступившие в новосибирский университет, будут работать, главным образом, в институтах Сибирского отделения АН, а также в промышленности Сибири".
Один из отрядов первой ЛШ
Один из отрядов первой ЛШ

   Чтобы ФМШ не путалась в сознании чиновников с обычными интернатами для неблагополучных детей, авторы подчёркивали: "Приём в школу будет строиться по принципу отбора способных, всесторонне развитых, активных и здоровых детей". Но способности не смешивались со степенью подготовленности. "При отборе в школу придётся учитывать разницу в степени подготовки учащихся, связанную с большим разбросом качества преподавания в разных школах Сибири. Поэтому собеседование не будет носить характера стандартного экзамена, а будет учитывать специфику подготовки данного школьника" [2].
   
   Итак: год спустя после идеи физико-математического техникума у отцов-основателей возник замысел физико-математической школы. Но и это название продержалось недолго. К лету в Сибирском отделении говорили уже о физико-математическом училище. В чём разница?
   А. М. Будкер пояснял 8 июня 1962 г.: "Училище это появилось из гибрида двух вещей. Года полтора назад мы полностью готовили проект физико-математического техникума, составили его программу. Когда начали готовить олимпиаду, решили сделать обычную школу-интернат среднюю, но математического толка. Это имеет свои недостатки. Если советоваться с министерством просвещения - то у него свои нормы. Это практически очень сдерживает. Михаил Алексеевич подал идею сделать не при министерстве просвещения, а при министерстве высшего и среднего образования. Мы искали наименование, и нашли очень хорошее: физико-математическое училище. Это, с одной стороны, техникум, потому что со средним образованием принимаются, с другой стороны, в его уставе записано будет, что все окончившие училище имеют право поступать в университет, в то время как у техникума только 5 %, а остальные должны работать. В этом его специфика. А остальные выходят лаборантами хорошими, квалифицированными и работают в наших институтах, кто не поступит учиться" [3].
   
   Теперь требовалось согласовать весь проект с московским руководством. О том, что успех достигнут, Лаврентьев сообщил соратникам всё на том же заседании 8 июня 1962 г., где основной темой была Летняя школа.
   "Б. В. Белянин [4]: <...> Насколько я знаю, Михаил Алексеевич хочет просить в этом году на базе нашей школы-интерната организовать техникум. Если этого не выйдет, то я хотел сказать, что зимой мы доделаем школу-интернат в таком виде, как по проекту предусмотрено. Там не будет никаких физических и химических аудиторий. Поэтому я прошу бюро, если оно сочтет нужным, поручить директорам институтов вместе со мной посмотреть это.
   
Строится здание школы-интерната по ул. Солнечногорской (ныне - Иванова)
Строится здание школы-интерната по ул. Солнечногорской (ныне - Иванова)

   М. А. Лаврентьев: К тому, что сказал Борис Владимирович, хочу добавить по поводу училища, один вопрос поднять - нужно принять какие-то меры. Дело в следующем, что сегодня об этом училище знают и в Совете министров РСФСР, и в министерстве высшего и среднего образования, знают Столетов, Руднев, и мы встречаем всеобщую поддержку. Провести это дело можно будет, как говорится, без сучка, без задоринки, если это сделать быстро. Что будет через полгода-год, никто сказать не может, потому что школа-интернат будет построена, в это время в городе окажется какая-нибудь безнадзорность, беспризорность, и будет вынесено решение как раз всех этих деток-хулиганов к нам собрать и передать, пусть академики в общественном порядке их перевоспитают.
   Аналогичный разговор уже был с бывшим "мэром" города Шевниным, который хотел подселять сюда людей и добивался 10-20 % для бывших репрессированных и прочее.
   Надо немедленно составить такую докладную записку в Совет министров РСФСР.
   А. М. Будкер: Вы забыли - мы уже такое письмо написали, оно лежит. Я его на время придержал, потому что мы должны были там договориться.
   М. А. Лаврентьев: Основная договоренность есть. Тогда нужно написать докладную записку, затем с той сравнить, и нужно двигать немедленно. Я считаю, что на 50-60 человек мы сможем осенью открыть пока в школе и поселить в этой гостинице любым способом, но с тем, что она уже будет существовать, так же, как университет стал существовать, пока еще ничего не было. Это всё имеет прямой смысл, потому что дальше начнет быстро нарастать.
   А. М. Будкер: <...> Предварительная программа у нас есть, мы её подработали. Подготовили письмо на имя Столетова [5].
   М. А. Лаврентьев: Считаю, не к Столетову, а в Совет министров РСФСР и подписываем Столетов и я. И нужно проработать, чтобы до 19 числа Столетов подписал, и тогда я здесь передаю письмо Полянскому [6][7].
   



[1] А именно: в бюро ЦК КПСС по РСФСР.
[2] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 319 Л. 3-4, 6-8.
[3] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 253. Л. 255-256.
[4] Борис Владимирович Белянин (1907-1991), заместитель председателя президиума СО АН СССР по производственным и техническим вопросам.
[5] Всеволод Николаевич Столетов (1907-1989) - министр высшего и среднего специального образования РСФСР с 1959 по 1972 гг.
[6] Дмитрий Степанович Полянский (1917-2001) - председатель Совета министров РСФСР с 1958 по 1962 г., с 1962 по 1965 гг. - зампред Совмина СССР.
[7] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 253. Л. 254-255.

Rambler's Top100