главная страница

Ландау-минимум

   21 января 1963 г. занятия в ФМШ открылись лекцией А. А. Ляпунова.
   "На первых двух лекциях в физико-математической школе А. А. Ляпунов поразил всех тем, что за три часа успел полностью воспроизвести идеологию математического анализа, начиная с производных и интегралов и заканчивая дифференциальными уравнениями и разложениями функций в ряды Фурье. При этом он обращал внимание на прикладное значение всех рассматриваемых понятий, приводя примеры из физики, химии, биологии, экономики и даже социологии. В результате в дальнейшем при более детальном изложении Алексей Андреевич уже имел достаточно большой запас различных примеров, на которые он мог опираться и ссылаться.
   Алексей Андреевич считал, что процесс обучения заключается не в "разжевывании" изучаемого материала, а в том, чтобы стимулировать развитие самостоятельности и упорства за счет детального изучения рассматриваемых понятий с использованием учебных пособий, монографий и даже научных статей" [1].
   Своя, особая программа учёбы - непременное условие существования ФМШ. В первые годы вокруг этого было сломано немало копий.
Ляпунов среди фымышат
Ляпунов среди фымышат

   Уже до начала работы ФМШ, на заседании бюро президиума 18 января 1963 г., А. А. Ляпунов формулировал свои соображения:
   "Уровень поступающих, надо сказать, очень высокий, т. е. задачи чисто школьного типа они решают совершенно с ходу; задачи олимпиадного типа подавляющее большинство решает очень легко. При таких условиях придерживаться лишь имеющихся плановых программ явно не имеет смысла <...> По физике и математике составлены программы отдельно, специально для этого училища. По математике - ну, там середина девятого класса, значит, элементарная алгебра, тригонометрия начата, не завершена геометрия, стереометрии не было. Мы даём такую вещь, что алгебру и тригонометрию фактически объединяем в части учения о функциях, и оно будет читаться вместе с дифференциальным и интегральным исчислением - это в стиле XVIII века, без современной теории пределов. Так что приложение к задачам механики, физики, геометрии будет даваться полностью, а тонкий современный анализ, естественно, не будет даваться. На этой основе будут изучены те разделы тригонометрии и алгебры, которые в школьном курсе до сих пор не пройдены. Геометрия пойдет параллельно, в обычном масштабе, в несколько более быстрых темпах.
   (М. А. Лаврентьев: С упором на геометрическое воображение).
   - Да. Например, площади и объемы будут изучаться с использованием аппарата интегрального исчисления" [2].
   
   Но два месяца спустя, на заседании 15 марта, директор школы решительно возмущался именно программой.
Пётр Григорьевич Семеряко и Михаил Алексеевич Лаврентьев на открытии ФМШ
Пётр Григорьевич Семеряко и Михаил Алексеевич Лаврентьев на открытии ФМШ
   "П. Г. Семеряко: Как вам известно, школа начала работать с 21 января. Что является основным для школы и вызывает трудности? Во-первых, подготовленных программ для школы совершенно не было, а был только набросан недельный план по часам и был послан в Министерство просвещения. Министерство просвещения этот план не утвердило, возвратило ОНО обратно и говорит, что таких планов оно утверждать не будет. <...> В настоящее время у нас проходит учебный процесс с очень большими пропусками. Мы потеряли по вине ученого совета 106 часов, а именно по каким предметам? Биология, химия, география и английский язык, которые не были обеспечены преподавателями. <...> Но хуже всего то, что мы не имеем программы, как и тогда ее не имели; и не знаешь, как же будет развертываться та или иная работа по преподаванию. <...>
   А. А. Ляпунов: У нас действительно есть трудность с подбором преподавателей - некоторые институты нам с большим опозданием выделяют преподавателей. Просьба к президиуму отделения - отдать приказ, чтобы те сотрудники, которые по совместительству работают в училище, были бы оформлены приказом. <...> Теперь относительно программ. Конечно, сами занятия идут по программе; по всем предметам, кроме физики и математики, идут по обычной школьной программе, с маленькими коррективами, которые делаются на ходу.
   М. А. Лаврентьев: В сторону сокращения?
   А. А. Ляпунов: В сторону сокращения и модернизации. Математика и физика идут по особой программе, как было согласовано сначала. Эскизные варианты программы есть, они уточняются и совершенствуются. Надо сказать, по математике оказалось так, что мы оказались в состоянии идти интенсивнее, чем предполагалось. Поэтому мы, имея в основном программу, просто её расширяем" [3].
   
   Итак, программа обучения создавалась на ходу, подстраивалась под ход учебного процесса. В этом творческом порыве - сила ФМШ. Вспоминает В. В. Пархомчук: "Физику нам преподавал В. Е. Захаров, ныне академик РАН. <...> Его уроки превращались в совместное обсуждение и решение задач, в которых он тоже порой путался. Оглядываясь назад, я думаю, что это нас научило разбирать сложные задачи, выискивая то, чем можно пренебречь, и то, что существенно для решения" [4].
   Но представители министерства больше ценили упорядоченность. Рассказывает А. С. Коробасова: "Трудность этой школы была в двойном подчинении: и ОблОНО (и Минпрос) и СО АН (во главе с Советом при школе).
За книжками    Те, кто руководил от Сибирского отделения, отрицали педагогику и решили учить по университетской системе. А ОблОНО - за обычную школу. И они потребовали потом: если уж у вас математика и физика ведутся по особой программе, то давайте эту свою программу на утверждение. Я - к А. А. Ляпунову: нужна программа. Он говорит: хорошо. Берёт университетскую программу, нарвал её кусочками, и мне её подаёт. Ну, это ещё ладно. Как-то смотрю - носятся с огромными стопками книг по физике, читают.
   - Ребята, что вы делаете?
   - А мы готовимся к сдаче Ландау-минимума.
   Но Л. Д. Ландау принимал по этой программе сотрудников в институт. А эти готовились, ещё школьники, поступать в ИЯФ. Я говорю Лаврентьеву: Михаил Алексеевич, вот чем занимаются.
   - Да вы что?
   - Правда.
   - Нет, не надо. Запретить.
   А как запретить? - это же надо через преподавателей действовать.
   Но, видимо, он поговорил с А. М. Будкером. Вызывает меня к себе Будкер.
   - Что вы на меня тут жалуетесь?
   - Я не жалуюсь. Я просто посоветовалась с Михаилом Алексеевичем, нужно ли ребятам готовиться к сдаче Ландау-минимума, чтобы поступить в Ваш институт?
   - Нет, конечно. Это равносильно тому, чтобы восьмилетнюю девочку выдать замуж.
   Ну, и всё - видимо, запретил своим сотрудникам, прекратилось это" [5].
А.М. Будкер

   Протокольным языком этот же сюжет изложен в отчёте по итогам первого выпуска: "По своему содержанию многие разделы программы [по физике] приближались к вузовскому курсу, что не всегда оправдано. Поэтому в конце учебного года Д. В. Ширков вместе с коллективом физиков организовал пересмотр программы, особенно по механике и электродинамике" [6].
   
   Со временем программы обучения в ФМШ всё больше приспосабливались именно к нуждам обучения в физматшколе (с учётом того, что это не университет). Но ФМШ всегда стремилась быть "выше среднего". Авторы информационной брошюры 1970 г. так суммировали методические поиски первых лет:
   "При составлении учебных планов и программ [Ученый] Совет руководствуется следующими принципами:
   1) учебные планы должны включать минимум часов обязательных занятий; у учеников должно оставаться свободное время, чтобы подумать над тем, чему их учат;
   2) учащимся должна быть предоставлена возможность работы по интересам и наклонностям, т. е. в учебных планах должны быть выделены часы для проведения факультативных курсов, посещаемых по выбору;
   3) программы учебных курсов должны мажорировать программу средней школы; включение материала средней общеобразовательной школы в программу ФМШ обязательно, хотя методы изложения и подход к изучаемым вопросам могут отличаться от обычного;
   4) материал, изучаемый в курсе, должен подразделяться на три части: а) фундаментальный материал, который учащиеся должны освоить и запомнить надолго; б) иллюстративный материал, закрепляющий основные знания, который учащиеся должны хорошо знать к семестровому экзамену; в) излагаемый по выбору лектора факультативный материал, который показывает возможности применения фундаментальных знаний в конкретных исследованиях сегодняшнего дня;
   5) программа должна избегать повторений: учебный материал надо учить один раз и максимально глубоко. Не надо это смешивать с проблемой систематического повторения изученного ранее;
   6) обязательные курсы должны быть достаточно подвижными и соответствовать требованиям сегодняшнего дня науки и, с другой стороны, представлять возможность лектору строить свой индивидуальны и глубокий курс" [7].
   Эти принципы относятся не только к математике и физике. Несмотря на то, что в первые годы ФМШ не имела даже химической, тем более - биологической специализации (ещё не был окончательно повержен Т. Д. Лысенко), в её учёный совет образца лета 1963 г. входил соратник Н. И. Вавилова Юлий Яковлевич Керкис, активно работали известные генетики - Зоя Софроньевна Никоро, Раиса Львовна Берг. А в отчёте о первом выпуске специально подчёркивалось, что программа по биологии "была основана на достижениях современной генетики и цитологии, биохимии и молекулярной биологии". Здесь же говорилось, что "неорганическая химия изучалась по дополнительной школьной программе. Число практических работ было увеличено, а решение задач выполнялось вузовскими задачниками [так в тексте. - Авт.]. Органическая химия преподавалась также на высоком уровне и по содержанию во многом была близка к вузовскому курсу" [8].
   



[1] Ершов Ю. Л., Никитин А. А. Алексей Андреевич Ляпунов и Новосибирская физико-математическая школа имени академика М. А. Лаврентьева. [Электронный ресурс] http://www.ict.nsc.ru/ws/Lyap2001/2526/.
[2] НАСО. Ф 10. Оп. 3. Д. 344. Л. 209.
[3] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 345. Л. 157, 158, 163.
[4] Пархомчук В. В. Воспоминания о ФМШ 1962-1964 гг. [2013]. [Электронный ресурс]. ЛАДК.
[5] Запись беседы с А. С. Коробасовой. [2012] [Электронный ресурс]. ЛАДК.
[6] Информация об итогах 1963/1964 учебного года в ФМШ при НГУ. Л. 5. Электронная фотокопия. ЛАДК.
[7] Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 1970. С. 172-173.
[8] Информация об итогах 1963/1964 учебного года в ФМШ при НГУ. Л. 5. Электронная копия. ЛАДК. Л. 5.

Rambler's Top100