Ландау-минимум
21 января 1963 г. занятия в ФМШ открылись лекцией А. А. Ляпунова.
Уже до начала работы ФМШ, на заседании бюро президиума 18 января 1963 г., А. А. Ляпунов формулировал свои соображения: "Уровень поступающих, надо сказать, очень высокий, т. е. задачи чисто школьного типа они решают совершенно с ходу; задачи олимпиадного типа подавляющее большинство решает очень легко. При таких условиях придерживаться лишь имеющихся плановых программ явно не имеет смысла <...> По физике и математике составлены программы отдельно, специально для этого училища. По математике - ну, там середина девятого класса, значит, элементарная алгебра, тригонометрия начата, не завершена геометрия, стереометрии не было. Мы даём такую вещь, что алгебру и тригонометрию фактически объединяем в части учения о функциях, и оно будет читаться вместе с дифференциальным и интегральным исчислением - это в стиле XVIII века, без современной теории пределов. Так что приложение к задачам механики, физики, геометрии будет даваться полностью, а тонкий современный анализ, естественно, не будет даваться. На этой основе будут изучены те разделы тригонометрии и алгебры, которые в школьном курсе до сих пор не пройдены. Геометрия пойдет параллельно, в обычном масштабе, в несколько более быстрых темпах. (М. А. Лаврентьев: С упором на геометрическое воображение). - Да. Например, площади и объемы будут изучаться с использованием аппарата интегрального исчисления" [2]. Но два месяца спустя, на заседании 15 марта, директор школы решительно возмущался именно программой.
А. А. Ляпунов: У нас действительно есть трудность с подбором преподавателей - некоторые институты нам с большим опозданием выделяют преподавателей. Просьба к президиуму отделения - отдать приказ, чтобы те сотрудники, которые по совместительству работают в училище, были бы оформлены приказом. <...> Теперь относительно программ. Конечно, сами занятия идут по программе; по всем предметам, кроме физики и математики, идут по обычной школьной программе, с маленькими коррективами, которые делаются на ходу. М. А. Лаврентьев: В сторону сокращения? А. А. Ляпунов: В сторону сокращения и модернизации. Математика и физика идут по особой программе, как было согласовано сначала. Эскизные варианты программы есть, они уточняются и совершенствуются. Надо сказать, по математике оказалось так, что мы оказались в состоянии идти интенсивнее, чем предполагалось. Поэтому мы, имея в основном программу, просто её расширяем" [3]. Итак, программа обучения создавалась на ходу, подстраивалась под ход учебного процесса. В этом творческом порыве - сила ФМШ. Вспоминает В. В. Пархомчук: "Физику нам преподавал В. Е. Захаров, ныне академик РАН. <...> Его уроки превращались в совместное обсуждение и решение задач, в которых он тоже порой путался. Оглядываясь назад, я думаю, что это нас научило разбирать сложные задачи, выискивая то, чем можно пренебречь, и то, что существенно для решения" [4]. Но представители министерства больше ценили упорядоченность. Рассказывает А. С. Коробасова: "Трудность этой школы была в двойном подчинении: и ОблОНО (и Минпрос) и СО АН (во главе с Советом при школе). Те, кто руководил от Сибирского отделения, отрицали педагогику и решили учить по университетской системе. А ОблОНО - за обычную школу. И они потребовали потом: если уж у вас математика и физика ведутся по особой программе, то давайте эту свою программу на утверждение. Я - к А. А. Ляпунову: нужна программа. Он говорит: хорошо. Берёт университетскую программу, нарвал её кусочками, и мне её подаёт. Ну, это ещё ладно. Как-то смотрю - носятся с огромными стопками книг по физике, читают. - Ребята, что вы делаете? - А мы готовимся к сдаче Ландау-минимума. Но Л. Д. Ландау принимал по этой программе сотрудников в институт. А эти готовились, ещё школьники, поступать в ИЯФ. Я говорю Лаврентьеву: Михаил Алексеевич, вот чем занимаются. - Да вы что? - Правда. - Нет, не надо. Запретить. А как запретить? - это же надо через преподавателей действовать. Но, видимо, он поговорил с А. М. Будкером. Вызывает меня к себе Будкер. - Что вы на меня тут жалуетесь? - Я не жалуюсь. Я просто посоветовалась с Михаилом Алексеевичем, нужно ли ребятам готовиться к сдаче Ландау-минимума, чтобы поступить в Ваш институт? - Нет, конечно. Это равносильно тому, чтобы восьмилетнюю девочку выдать замуж. Ну, и всё - видимо, запретил своим сотрудникам, прекратилось это" [5]. Протокольным языком этот же сюжет изложен в отчёте по итогам первого выпуска: "По своему содержанию многие разделы программы [по физике] приближались к вузовскому курсу, что не всегда оправдано. Поэтому в конце учебного года Д. В. Ширков вместе с коллективом физиков организовал пересмотр программы, особенно по механике и электродинамике" [6]. Со временем программы обучения в ФМШ всё больше приспосабливались именно к нуждам обучения в физматшколе (с учётом того, что это не университет). Но ФМШ всегда стремилась быть "выше среднего". Авторы информационной брошюры 1970 г. так суммировали методические поиски первых лет: "При составлении учебных планов и программ [Ученый] Совет руководствуется следующими принципами: 1) учебные планы должны включать минимум часов обязательных занятий; у учеников должно оставаться свободное время, чтобы подумать над тем, чему их учат; 2) учащимся должна быть предоставлена возможность работы по интересам и наклонностям, т. е. в учебных планах должны быть выделены часы для проведения факультативных курсов, посещаемых по выбору; 3) программы учебных курсов должны мажорировать программу средней школы; включение материала средней общеобразовательной школы в программу ФМШ обязательно, хотя методы изложения и подход к изучаемым вопросам могут отличаться от обычного; 4) материал, изучаемый в курсе, должен подразделяться на три части: а) фундаментальный материал, который учащиеся должны освоить и запомнить надолго; б) иллюстративный материал, закрепляющий основные знания, который учащиеся должны хорошо знать к семестровому экзамену; в) излагаемый по выбору лектора факультативный материал, который показывает возможности применения фундаментальных знаний в конкретных исследованиях сегодняшнего дня; 5) программа должна избегать повторений: учебный материал надо учить один раз и максимально глубоко. Не надо это смешивать с проблемой систематического повторения изученного ранее; 6) обязательные курсы должны быть достаточно подвижными и соответствовать требованиям сегодняшнего дня науки и, с другой стороны, представлять возможность лектору строить свой индивидуальны и глубокий курс" [7]. Эти принципы относятся не только к математике и физике. Несмотря на то, что в первые годы ФМШ не имела даже химической, тем более - биологической специализации (ещё не был окончательно повержен Т. Д. Лысенко), в её учёный совет образца лета 1963 г. входил соратник Н. И. Вавилова Юлий Яковлевич Керкис, активно работали известные генетики - Зоя Софроньевна Никоро, Раиса Львовна Берг. А в отчёте о первом выпуске специально подчёркивалось, что программа по биологии "была основана на достижениях современной генетики и цитологии, биохимии и молекулярной биологии". Здесь же говорилось, что "неорганическая химия изучалась по дополнительной школьной программе. Число практических работ было увеличено, а решение задач выполнялось вузовскими задачниками [так в тексте. - Авт.]. Органическая химия преподавалась также на высоком уровне и по содержанию во многом была близка к вузовскому курсу" [8]. [1] Ершов Ю. Л., Никитин А. А. Алексей Андреевич Ляпунов и Новосибирская физико-математическая школа имени академика М. А. Лаврентьева. [Электронный ресурс] http://www.ict.nsc.ru/ws/Lyap2001/2526/. [2] НАСО. Ф 10. Оп. 3. Д. 344. Л. 209. [3] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 345. Л. 157, 158, 163. [4] Пархомчук В. В. Воспоминания о ФМШ 1962-1964 гг. [2013]. [Электронный ресурс]. ЛАДК. [5] Запись беседы с А. С. Коробасовой. [2012] [Электронный ресурс]. ЛАДК. [6] Информация об итогах 1963/1964 учебного года в ФМШ при НГУ. Л. 5. Электронная фотокопия. ЛАДК. [7] Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 1970. С. 172-173. [8] Информация об итогах 1963/1964 учебного года в ФМШ при НГУ. Л. 5. Электронная копия. ЛАДК. Л. 5. |