главная страница

Бунт трехгодичников

   В июле 1964 г. президиум СО АН принял торжественное постановление. Оно начиналось так:
   "22 января 1963 г. по инициативе ученых Сибирского отделения АН СССР при Новосибирском научном центре была создана первая в нашей стране специализированная Физико-математическая школа.
   За истекшее время научные сотрудники СО АН СССР совместно с педагогическим коллективом школы проделали большую работу по созданию экспериментальных программ и внедрению в школьную практику лекционного метода обучения, обеспечили получение учащимися прочных и глубоких знаний по всем предметам.
   Летом этого года все 93 выпускника успешно сдали экзамены, показав при этом глубокие знания по математике, физике, химии и другим основным предметам" [1]. Шестнадцати сотрудникам институтов и университета была объявлена благодарность.
   Как видно, руководство Сибирского отделения было довольно первым выпуском. Действительно, он выделяется среди всех прочих по статистическому показателю: 87 из 93 человек (94 %) поступили в НГУ, оставшиеся 6 - в другие вузы. Без студбилета не остался ни один.
   
   Но, может быть, самое удивительное свидетельство яркой исключительности первого выпуска - "бунт трёхгодичников". О событиях весны 1964 г. вспоминает И. Ф. Гинзбург: "Через полтора года мой [двухгодичный] поток регулярным образом кончил ФМШ. В это время на втором потоке вспыхнул "бунт". Фымышата требовали, чтобы их выпустили сейчас же, иначе они уйдут из ФМШ, кончат школу экстерном и поступят в ВУЗы, минуя нас. Все согласились, что это требование надо удовлетворить. Будущее показало, что это не было ошибкой" [2].
"Бунтари" из 10 А

   Как мог не один "вундеркинд", а целый поток, два полных класса, сдать экзамены на целый год раньше срока? Предпосылок было две. Первая - это та самая особая программа, определяемая по потребностям учеников, о которой говорил А. А. Ляпунов. Оказалось, что и двухгодичники, и трёхгодичники были изначально столь хорошо подготовлены, что - несмотря на разницу в целый класс - ещё до ФМШ уже знали физику с математикой на уровне школьного учебника, и в ФМШ осваивали примерно одинаковую программу.
   А вторая предпосылка - нацеленность на привитие технических навыков, которую всё-таки сохраняла "изначальная ФМШ". Отчасти это было обусловлено школьной реформой Н. С. Хрущёва. "Партия и правительство" (как говорилось в те времена) требовали "укреплять связь школы с жизнью", обеспечивать выпускнику навык физического труда. "Школа-интернат работает по учебному плану и программе средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением", - сообщал М. А. Лаврентьев министру народного просвещения в начале 1963 г. [3].
Пригласительный билет на выпускной

   Учебный план ФМШ, составленный по итогам первого учебного года, включал полный перечень дисциплин, преподаваемых на 1, 2 и 3-м курсах ФМШ, с разбивкой учеников на получающих специальность физиков-лаборантов и вычислителей-программистов. В первые два года упор предполагалось делать на теоретические дисциплины (лекции и семинары по математике, физике и так далее), а на третьем курсе самыми трудоёмкими предметами становились "элементы электротехники и радиоэлектроники" у одних и "программирование и вычислительные машины" у других [4]. Этими-то навыками фымышата и готовы были пожертвовать, лишь бы побыстрее окунуться в университетскую жизнь.
   Вот выдержка из цитированного уже письма Лаврентьева в ЦК КПСС от 30 марта 1963 г.: "Среди школьников 10 классов НСШИ большое число (около 40 чел.) [5] хотят ограничить своё пребывание в НСШИ 2-я годами, т. е. не учиться 3-й год (не получив тем самым специализации и производственного обучения). Вместо этого они хотят сдать экзамены за среднюю школу и поступать в ВУЗы" [6]. Такое требование не противоречило существующим правилам: при сдаче экзаменов экстерном доказывать наличие трудовых навыков не требовалось. Этим и воспользовались фымышата.
   
Лаврентьев и кютовцы. 1969
Лаврентьев и кютовцы. 1969
   В следующие годы "производственное обучение" сокращалось не только из-за отмены хрущёвской школьной реформы, но и по внутренним причинам, исходя из самой логики дела. Вот как И. Ф. Гинзбург объясняет быстрый отход А. М. Будкера от дел ФМШ: "Он хотел, чтобы по крайней мере половину времени ученики проводили бы в специальных лабораториях, создаваемых для них в институтах СО [АН], где они могут "с младенчества" приобщаться к настоящей научной работе. Ему указывали, что в этом случае ребята не сумеют получить полноценного разностороннего образования, необходимого для сознательного выбора профессии, и что в большинстве институтов создать серьёзные "долгоиграющие" лаборатории не удастся (сотрудники будут поставлены перед выбором - нянчить детей или заниматься собственной научной работой). Увидев, что идея не получается, и будучи сильно занят делами ИЯФ, Будкер постепенно ушёл в сторону от ФМШ и олимпиады" [7].
   А для подготовки "кадров среднего звена", необходимых институтам Академгородка, в 1966 г. был создан Новосибирский политехникум, нынче - Высший колледж информатики.
   Тем не менее, на исходе 1960-х годов состоялась ещё одна попытка учить работать не только головой, но и руками. В мае 1968 г. учёный совет ФМШ обсуждал предложение М. А. Лаврентьева об открытии физико-технического класса "для обучения детей, проявивших хорошие способности (конструкторские) в области техники" [8]. В качестве технической базы обучения предлагалось использовать Клуб юных техников, расположенный по соседству с лаврентьевским Институтом гидродинамики.
   Предложение воплотилось, но ненадолго. В справке 1976 г. эксперименту подводился такой итог (отчасти в настоящем времени, но по поводу особой программы - в прошедшем): "С 1969 года ФМШ начала тесно сотрудничать с Клубом юных техников (КЮТ) СО АН. По представлению КЮТа набирается класс учащихся, заинтересованных техникой (авиамоделизмом, радиоэлектроникой и т. д.). Первоначально технический класс работал по особым программам, требования по физике и математике были снижены по сравнению с параллельными потоками. Это приводило к тому, что многие учащиеся не могли поступить в НГУ. В настоящее время все ученики, принятые в ФМШ, обучаются по единому учебному плану" [9].
   
Первый выпуск технического класса (1972)
Первый выпуск технического класса (1972)

   



[1] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 415. Л. 265.
[2] Гинзбург И. Ф. Моя жизнь в НГУ и окрест. С. 11. [Электронный ресурс] http://ngu71.com/docs/MGUNGU.pdf.
[3] ГАНО. Ф. Р-1366. Оп. 1. Д. 1869. Л. 1-2.
[4] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 353. Л. 75-76.
[5] Первый набор составлял около 110 чел.; к концу учебного года остались 93, распределявшиеся между двух- и трёхгодичными потоками примерно поровну. Таким образом, 40 человек - это подавляющее большинство трёхгодичников.
[6] НАСО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 34. Л. 35-37.
[7] Гинзбург И. Ф. Первая олимпиада и начало ФМШ. [2012] [Электронный ресурс]. ЛАДК.
[8] Новосибирский городской архив (далее - НГА). Ф. 666. Оп. 1. Д. 54. Л. 13.
[9] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 97. Л. 9.

Rambler's Top100