Бунт трехгодичников
В июле 1964 г. президиум СО АН принял торжественное постановление. Оно начиналось так:
Как мог не один "вундеркинд", а целый поток, два полных класса, сдать экзамены на целый год раньше срока? Предпосылок было две. Первая - это та самая особая программа, определяемая по потребностям учеников, о которой говорил А. А. Ляпунов. Оказалось, что и двухгодичники, и трёхгодичники были изначально столь хорошо подготовлены, что - несмотря на разницу в целый класс - ещё до ФМШ уже знали физику с математикой на уровне школьного учебника, и в ФМШ осваивали примерно одинаковую программу. А вторая предпосылка - нацеленность на привитие технических навыков, которую всё-таки сохраняла "изначальная ФМШ". Отчасти это было обусловлено школьной реформой Н. С. Хрущёва. "Партия и правительство" (как говорилось в те времена) требовали "укреплять связь школы с жизнью", обеспечивать выпускнику навык физического труда. "Школа-интернат работает по учебному плану и программе средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением", - сообщал М. А. Лаврентьев министру народного просвещения в начале 1963 г. [3]. Учебный план ФМШ, составленный по итогам первого учебного года, включал полный перечень дисциплин, преподаваемых на 1, 2 и 3-м курсах ФМШ, с разбивкой учеников на получающих специальность физиков-лаборантов и вычислителей-программистов. В первые два года упор предполагалось делать на теоретические дисциплины (лекции и семинары по математике, физике и так далее), а на третьем курсе самыми трудоёмкими предметами становились "элементы электротехники и радиоэлектроники" у одних и "программирование и вычислительные машины" у других [4]. Этими-то навыками фымышата и готовы были пожертвовать, лишь бы побыстрее окунуться в университетскую жизнь. Вот выдержка из цитированного уже письма Лаврентьева в ЦК КПСС от 30 марта 1963 г.: "Среди школьников 10 классов НСШИ большое число (около 40 чел.) [5] хотят ограничить своё пребывание в НСШИ 2-я годами, т. е. не учиться 3-й год (не получив тем самым специализации и производственного обучения). Вместо этого они хотят сдать экзамены за среднюю школу и поступать в ВУЗы" [6]. Такое требование не противоречило существующим правилам: при сдаче экзаменов экстерном доказывать наличие трудовых навыков не требовалось. Этим и воспользовались фымышата.
А для подготовки "кадров среднего звена", необходимых институтам Академгородка, в 1966 г. был создан Новосибирский политехникум, нынче - Высший колледж информатики. Тем не менее, на исходе 1960-х годов состоялась ещё одна попытка учить работать не только головой, но и руками. В мае 1968 г. учёный совет ФМШ обсуждал предложение М. А. Лаврентьева об открытии физико-технического класса "для обучения детей, проявивших хорошие способности (конструкторские) в области техники" [8]. В качестве технической базы обучения предлагалось использовать Клуб юных техников, расположенный по соседству с лаврентьевским Институтом гидродинамики. Предложение воплотилось, но ненадолго. В справке 1976 г. эксперименту подводился такой итог (отчасти в настоящем времени, но по поводу особой программы - в прошедшем): "С 1969 года ФМШ начала тесно сотрудничать с Клубом юных техников (КЮТ) СО АН. По представлению КЮТа набирается класс учащихся, заинтересованных техникой (авиамоделизмом, радиоэлектроникой и т. д.). Первоначально технический класс работал по особым программам, требования по физике и математике были снижены по сравнению с параллельными потоками. Это приводило к тому, что многие учащиеся не могли поступить в НГУ. В настоящее время все ученики, принятые в ФМШ, обучаются по единому учебному плану" [9].
[1] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 415. Л. 265. [2] Гинзбург И. Ф. Моя жизнь в НГУ и окрест. С. 11. [Электронный ресурс] http://ngu71.com/docs/MGUNGU.pdf. [3] ГАНО. Ф. Р-1366. Оп. 1. Д. 1869. Л. 1-2. [4] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 353. Л. 75-76. [5] Первый набор составлял около 110 чел.; к концу учебного года остались 93, распределявшиеся между двух- и трёхгодичными потоками примерно поровну. Таким образом, 40 человек - это подавляющее большинство трёхгодичников. [6] НАСО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 34. Л. 35-37. [7] Гинзбург И. Ф. Первая олимпиада и начало ФМШ. [2012] [Электронный ресурс]. ЛАДК. [8] Новосибирский городской архив (далее - НГА). Ф. 666. Оп. 1. Д. 54. Л. 13. [9] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 97. Л. 9. |