главная страница

"Улучшение социального состава"

   Завершить разговор об особых учебных программах невозможно без сельских классов. Внешним основанием для запуска этого десятилетнего эксперимента стала всегдашняя озабоченность советской идеологии "социальным составом" студентов элитных учебных заведений. Низкая доля учащихся рабоче-крестьянского происхождения считалась тяжким грехом, который невозможно "замолить" научными успехами выпускников. Ректор НГУ С. Т. Беляев, выступая перед членами президиума СО АН в 1972 г., даже ставил этот вопрос во главу угла: "У членов Президиума должна быть чётко сформулирована одна вещь. Большие претензии к нашему университету, что мы по социальному составу находимся на краю, хуже остальных, по сравнению с остальным университетами. Хотя не намного, но отстаём от Ленинградского, это так. <...> Мы обязаны всячески использовать ФМШ для улучшения положения. Поэтому целенаправленный отбор из сёл, рабочих посёлков, маленьких городов, - из неблагоприятных социальных условий - это должно стать нашей главной политикой"  [1].
С.Т. Беляев и фымышата. 1965
С.Т. Беляев и фымышата. 1965

   Требование "улучшить социальный состав учащихся" ставилось и непосредственно в адрес ФМШ уже в начале 1965 г. В частности, Минвуз СССР предписывал всем четырём физматшколам (от Киева до Новосибирска) "всемерно содействовать приёму в эти школы способных учащихся из сельской местности"  [2].
   Правда, на совместном заседании учёного совета ФМШ и Научного совета СО АН по проблемам образования представитель ОблОНО А. А. Кугушева уточняла, что коллегия министерства одобрила "опыт Новосибирской ФМШ по сельскому набору"  [3]. Видимо, под сельским набором здесь имеется в виду второй тур Всесибирской олимпиады. В ходе того же заседания от представителей ФМШ поступило предложение: "выделить сельский поток в отдельный набор - в качестве образцовой школы"  [4]. Не без изменений это предложение воплотилось год спустя. В мае 1966 г. учёный совет ФМШ принял решение: "Создать при ФМШ 8-е классы в качестве подготовительных, и приём в эти классы производить на один год из числа учащихся, проживающих в сёлах и рабочих посёлках с трудными условиями учёбы"  [5].
   Ширма борьбы за "правильный социальный состав" не должна заслонять от нас существо дела. Академики настойчиво взялись за внедрение сельских классов, потому что это начинание соответствовало изначальному замыслу ФМШ и НГУ: важны не знания, а способность мыслить. Хуже подготовленный, но более способный ученик имеет больше шансов на успех в науке, чем больше знающий, но менее способный соображать.
   
Вася Пархомчук еще дома, на Алтае. Он окончит ФМШ раньше, чем появятся сельские классы
Вася Пархомчук еще дома, на Алтае.
Он окончит ФМШ раньше,
чем появятся сельские классы

   Существенных отличий школьников сельского набора от обычных фымышат было два. Одно - облегчённые условия приёма: "Контингент учащихся этих классов определяет из участников 1 и 2-го туров олимпиады и рекомендованных ОблОНО. В летнюю школу в этом году их не приглашают".
   Второе - особые методы учёбы: "В 8-х подготовительных классах установить в качестве основного урочный метод преподавания <...> Преподавание в этих классах поручить лучшим преподавателям школы, имеющим опыт работы с детьми по обычной школьной программе. Считать целесообразным проведение ограниченного числа лекций по различным предметам учебного плана обзорного характера, приучая постепенно учащихся к переходу на лекционный метод преподавания. В порядке эксперимента организовать работу 8-х классов без домашних заданий по системе 4+3 урока в день с перерывом на обед и отдых с 13 до 16 часов"  [6].
   Первое же обсуждение начавшегося эксперимента выявило разные точки зрения на его развитие. Из стенограммы заседания учёного совета ФМШ 2 ноября 1966 г.:
   "Акилов Г. П.: считает необходимым приём в 8 класс из городов через олимпиаду, и учить их по 3-х годичной программе.
   Воеводский В. В. Возражает против предложения Г. П. Акилова. Считает приём из села важным делом и эксперимент, проводимый сейчас ФМШ, нужным.
   Беляев С. Т. Судьбу 8-х классов надо сейчас решить. Их надо учить 3 года, чтобы выяснить, сколько лет надо, чтобы подтянуть уч[ащих]ся из села до уровня хороших городских школ.
   Журавлёв Ю. И. согласен с С. Т. Беляевым. Не отчислять, а учить детей из села"  [7].
   Первый итог был подведён в июне 1967 г. "Из 134 учащихся 8-х классов в результате отбора оставлено в ФМШ 97 чел. в том числе 63 учащихся из села" (причём в течение года по неуспеваемости был отчислен лишь один). Это было расценено как успех  [8]. По существу, 8-й класс играл при такой системе роль растянутой летней школы. Опыт сельских классов стали расширять и на двухгодичный набор, и на одногодичников  [9].
   
   И всё-таки результаты сельских классов радовали меньше, чем показатели "обычных" фымышат. В январе 1968 г. Д. В. Ширков так подводил итог одному из обсуждений на учёном совете: "Картина успеваемости сельских учащихся тревожная. С ними нужно срочно организовать работу по-особому. В дальнейшем нужно повысить требования при приёме учащихся в 8-е, а затем и при приеме в 9-е классы". Воплощая эту мысль, учёный совет постановил тогда "создать особый поток для сельских школьников" и отменить экзамены в 1-м семестре для 8-х классов (впрочем, и девятиклассников в первом семестре от письменных экзаменов решили избавить)  [10].
   М. А. Могилевский, отчитываясь весной 1972 г. о делах школы перед Президиумом СО АН, вновь выделял сельские классы как особую проблему: "Необходимо приложение больших усилий для повышения качества "сельского" набора. С этой точки зрения заслуживает внимания прошлогодний опыт поездок преподавателей школы в длительные командировки по районам"  [11]. В ответ на вопросы академиков директор уточнял: "Раньше набор в сельские классы проводился так: во время весенних каникул приезжают группы преподавателей; в прошлом году преподаватели ездили на неделю и беседовали с учениками. В результате - лучший отбор и лучшие результаты на экзаменах"  [12].
   Но прошло три года, и от сельских классов всё-таки отказались. "Отсев с трёхгодичного потока был очень велик" - резюмировал директор свои размышления на эту тему в 1976 г.  [13]. По-видимому, к этому времени 8-й класс перестал восприниматься как "растянутая летняя школа".
   



[1] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 849. Л. 380.
[2] ГАНО. Ф. Р-1848. Оп. 1. Д. 203. Л. 24; НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
[3] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
[4] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
[5] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 33. Л. 8.
[6] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 33. Л. 9-10.
[7] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 33. Л. 17-18.
[8] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 44. Л. 5-6.
[9] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 61. Л. 1; Д. 76. Л. 2.
[10] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 54. Л. 5-6.
[11] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 900. Л. 44.
[12] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 849. Л. 381.
[13] НГА. Ф. 666. Оп. 1. Д. 97. Л. 9.

Rambler's Top100