главная страница

Важнейшая задача Сибирского отделения

   15 марта 1963 г. бюро президиума СО АН долго обсуждало положение дел в ФМШ, подробно разбираясь со всеми бедами П. Г. Семеряко, директора школы. Академики и члены-корреспонденты выясняли ёмкость котлов в пищеблоке, спорили о необходимости весенних каникул, обсуждали возможности переоборудования гаража.
   В конце концов, экономист Г. А. Пруденский не выдержал: "Есть предложение по всем текущим вопросам, связанным с функционированием школы, по линии Президиума кому-нибудь персонально поручить ответственность. Может быть, Лаврову? Чтобы с такими мелочными вопросами не вылезать вообще. Вот гараж, например - зачем нужно сюда этот вопрос тащить и ставить? Ведь можно же и в обычном порядке решать эти вопросы".
   Ему ответил М. А. Лаврентьев: "Я скажу таким образом. Мы все вопросы стараемся отпихивать, минимум заседаем, заседаем не так долго. Но всё-таки акцент на школу надо делать, потому что это дело провалить нельзя. Если с взрослыми институтами всё эти дела как-то выкручиваются, то тут нужно неустанное внимание, и нужно, чтобы директора чувствовали, что для их сотрудников работа в школе это есть прямое дело каждого товарища" [1].
   
   Каким образом институты включались в текущую работу ФМШ?
   27 июня 1963 г., заслушав доклад Д. В. Ширкова, бюро президиума постановило:
   "1. Рассмотреть до 20 июля 1963 г. учебные программы ФМШ на 1963-1964 учебный год:
   по математике - на ученых советах институтов Гидродинамики и Математики, по физике - институтов Ядерной физики, Теплофизики, Радиофизики и электроники, Гидродинамики;
   по химии - институтов Неорганической химии, Органической химии, Химической кинетики и горения, Катализа;
   по биологии - на ученом совете Института цитологии и генетики;
   по географии с элементами геофизики и астрономии - на ученом совете Института геологии и геофизики;
   по истории и литературе - на ученом совете Института экономики и организации промышленного производства;
   по английскому языку - на кафедре иностранных языков.
   2. Согласиться с предложением ученого совета ФМШ о рассмотрении и впредь программ Физико-математической школы на ученых советах институтов и кафедрах СО АН СССР по соответствующим профилям.
   3. Учитывая большую потребность в преподавательских кадрах для ФМШ, возложить подбор этих кадров на ученых секретарей институтов СО АН СССР с обязательной рекомендацией ученых советов институтов (или советов факультетов НГУ).
   4. Просить ректора НГУ академика И. Н. Векуа привлечь к рассмотрению программ ФМШ и подбору кадров соответствующие советы факультетов и кафедры НГУ.
   5. Поручить директорам институтов, перечисленных в п. 1, к 20 июля направить ученому совету ФМШ рекомендации по назначению преподавателей ФМШ из числа сотрудников институтов:
   по математике:
   6 лекторов (по 2 часа в неделю)
   6 ассистентов (по 16 часов в неделю) или 16 ассистентов (по 6 часов в неделю), полная нагрузка 96 часов.
   по физике:
   4 лектора (по 2 часа в неделю)
   22 ассистента для ведения лабораторного практикума (по 3 часа в неделю)
   19 ассистентов для ведения уроков (по 4 часа в неделю)
   по химии:
   34 ассистента (по 4 часа в неделю) и 20 ассистентов (по 2 часа в неделю)
   по биологии:
   3 ассистента (по 2 часа в неделю)
   по географии:
   11 ассистентов (по 2 часа в неделю)
   по истории (обществоведению):
   4 преподавателя (по 2 часа в неделю).
   6. Просить Новосибирский госуниверситет ввести в учебные программы НГУ педагогический практикум студентов на базе Физико-математической школы.<...>
   8. Предложить директорам институтов СО АН СССР оборудовать в институтах лаборатории по физике, химии, биологии для практики учащихся Физико-математической школы.<...>
   Предложить директорам институтов СО АН СССР оказать ФМШ помощь в оборудовании кабинетов физики, химии и биологии" [2].
лабораторные работы

   Таким образом, к ФМШ тоже была применена идеология "университета нового типа". Подобно НГУ, ФМШ опиралась на те институты, для которых предназначались её выпускники.
   Впрочем, издание постановления и его воплощение - не одно и то же.
   29 ноября 1963 г. бюро президиума вновь обсуждало вопрос о положении дел в ФМШ. Выяснилось, что некоторые институты выполнили летние договорённости об устройстве практикумов для ФМШ, а другие - не выполнили.
   По итогам обсуждения было принято постановление с такими строками:
   "Просить директоров институтов Новосибирского научного центра взять под личный контроль оказание помощи Физико-математической школе и рассматривать эту помощь как одну из важнейших задач, стоящих перед СО АН СССР". Это пафосное начало было добавлено по требованию самого Лаврентьева.
   Среди штрафников, которым предлагалось срочно исправиться, оказался и институт Будкера (притом, что сам Будкер заслужил, наряду с Ляпуновым, похвалу за ведение занятий в ФМШ), и институт Лаврентьева. Лаврентьев-председатель дал строгое указание Лаврентьеву-директору исправить положение [3].
А.М. Будкер у доски

   "Учитывая важность подготовки кадров физико-математического и химико-биологического профиля как в вузах, так и в школе, Президиум СО АН СССР постановляет:
   1. Просить директоров институтов Новосибирского научного центра взять под личный контроль оказание помощи Физико-математической школе и рассматривать эту помощь как одну из важнейших задач, стоящих перед СО АН СССР.
   2. Предложить директорам институтов Ядерной физики, Математики, Гидродинамики, Физики твердого тела и полупроводниковой электроники и Радиофизики и электроники принять меры к выполнению предложенных им работ по созданию физического практикума к 30/XII 1963 года.
   3. Принять предложение Ученого совета Физико-математической школы об организации специальных практикумов силами институтов СО АН СССР в помещениях институтов и поручить организацию и обеспечение оборудованием:
   а) фотооптического практикума - Институту гидродинамики;
   б) вакуумного практикума и практикума по ядерной физике - Институту ядерной физики;
   в) практикума по электронике и радиотехнике (а также радиотехнических мастерских в здании школы) - Институту радиофизики и электроники и Институту автоматики и электрометрии;
   г) механического практикума (а также механической и столярной мастерских в здании школы) - Институту теоретической и прикладной механики и Опытному заводу;
   д) химического практикума (Лаборатории аналитической химии) - Институту неорганической химии, кафедре аналитической химии Новосибирского государственного университета;
   е) химических практикумов: "Техника лабораторных работ" и "Физико-химические методы" - Институту катализа.
   Институтам Органической химии и Химической кинетики и горения помочь в окончании оборудования кабинетов общего химического практикума.
   Срок исполнения задания - 31 мая 1964 года. <...>
   5. Просить институты выделить из фондов библиотек некоторое количество учебной и научно-популярной литературы для укомплектования библиотеки Физико-математической школы.
   6. Совместно с общественными организациями Новосибирского научного центра обратиться с призывом к работникам СО АН СССР о передаче в дар школьникам Физико-математической школы некоторых книг из личных библиотек.
   7. Предоставить учащимся Физико-математической школы право пользоваться книгами из фондов ГПНТБ.
   11. Просить Новосибирский городской отдел народного образования ходатайствовать перед Министерством просвещения РСФСР об увеличении контингента учащихся в 1964-1965 гг. на 180 человек (всего 540 человек вместо 360) для специализации по химико-биологическому профилю, учитывая возможность их обучения на базе институтов Цитологии и генетики, Химической кинетики и горения, Катализа, Органической и Неорганической химии.
   12. Просить Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР и Министерство просвещения РСФСР согласиться на передачу Физико-математической школы Новосибирскому государственному университету" [4].
   



[1] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 345. Л. 170-171.
[2] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 347. Л. 149-152.
[3] Постановление подписал А. А. Трофимук, но заседание бюро вёл М. А. Лаврентьев. Стенограмма обсуждения: НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 339. Л. 62-72.
[4] НАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 339. Л. 11-13.

Rambler's Top100