главная страница

Вдали от родителей

   Слово - Андрею Александровичу Берсу: "Я думаю, что самым лучшим ответом [на вопрос об атмосфере ранней ФМШ] будет процитировать песню первых лет ФМШ, которая называлась "Закон Кулона". У нее был припев, который гласил следующее: "Ничего не делать - ни к чему, ничего не делать глупо. Каждый тебя спросит, почему вы бездарны, хилы, тупы"" [1].
Посадка аллеи выпускников
Посадка аллеи выпускников

   С самого начала в ФМШ большое внимание уделялось воспитательной работе. Учёные старались заражать наукой, воспитывать личным примером. Использовались и стандартные методы советской школьной системы.
   Из отчёта по итогам первого выпуска: "Воспитание ученического коллектива проводилось под девизом широкого их [учеников. - Авт.] вовлечения в общественно полезную и трудовую деятельность. Правда, не все учащиеся охотно отвечали на призывы воспитателей и даже комсомольской организации. Значительная часть учащихся игнорировала физический труд даже по самообслуживанию.
   Вот почему педколлектив достаточно много времени отводил воспитанию навыков и привычек культуры быта и взаимоотношений в социалистическом общежитии. Следует отметить, что в этом отношении не было единства у штатного педсостава и совместителей - научных сотрудников институтов СО АН СССР, которые основным своим долгом считали только преподавательскую работу на уроках. В будущем, следует, безусловно, обращать внимание и на воспитание молодых людей - учащихся школы.
   В школе с первых дней введено самообслуживание в спальных комнатах, классных помещениях, столовой. Вся территория школы разбита на определенные участки и закреплена за определенными классами для содержания ее в чистоте. В зимнее время большой трудовой вклад учащихся связан с расчисткой территории школы от снежных заносов. В связи с началом работы школьной теплицы часть учащихся была привлечена к выращиванию лука, рассады цветов. В весеннее время учащиеся производили посадку зеленой изгороди, цветов, работали на очистке сада и на прополке кукурузы на экспериментальном хозяйстве СО АН СССР" [2].
Субботник на достройке школы
Субботник на достройке школы

   Из воспоминаний Р. С. Созоненко: "Случилось так, что в конце 1964 года мне пришлось замещать директора школы. Я столкнулась с трудностями, которых до того и не предполагала. <...> Учащиеся тех лет наверняка помнят скандальную ситуацию, сложившуюся в бытовой жизни ФМШ. Через некоторое время школа вдруг оказалась захламлённой, разрушенной, где только можно и даже трудно вообразить, как это случилось, с поломанной мебелью, разбитыми электроприборами (выключатели, розетки, лампочки и т. д.), с вывороченными кранами, а в довершение - забитыми и неработающими санузлами, всеми без исключения. <...>
   Вместе с комитетом комсомола ФМШ мы объявили аврал по школе. Было создано 12 бригад по разным видам ремонтных работ, в каждой был специалист из взрослых. <...> Так вот, это с помощью Дмитрия Васильевича [Ширкова] и Михаила Михайловича [Лаврентьева] в школу были направлены специалисты-рабочие в каждую бригаду, необходимые материалы и спецодежда для бригады сантехников. Да и моральная поддержка при значительной армии таких рискованных методов среди педколлектива школы, пожалуй, имела решающее значение.
   Аврал прошел с большим подъемом, в самом деле, как праздник. "Аврал - это здорово!" - так написали потом ребята в своей газете, и еще много лет спустя вспоминали при встрече" [3].
   
На досуге
На досуге
   С самых первых дней в ФМШ, помимо преподавателей, работали и воспитатели, и ночные воспитатели. Тем не менее, жизнь была разнообразной и иногда неожиданной.
   Вновь слово - Р. С. Созоненко: "Старожилы, наверное, не забыли, как нашу школу (тогда мы обитали в микрорайоне "Щ") ночью потряс довольно сильный взрыв. Разнесло в щепки дверь в одной комнате, частично - стену, окна, расщепило подоконники, тумбочку и раскололо батарею центрального отопления, откуда хлестала горячая вода (дело было в начале мая). Собрался Совет школы. Решалась судьба трех виновников события (они положили динамит сушиться на батарею). Как-то незаметно заседание перешло в яростный спор ученых, сколько было динамита, его состав, как он лежал, возможные траектории взрывной волны и пр. Особенно увлеклись научной стороной дела Михаил Алексеевич и Андрей Андреевич Дерибас. О детях, стоящих тут же и ожидающих решения своей участи, на время забыли. Осталось загадкой, но у всех троих, спящих на кроватях в этой "разбомбленной" комнате, не оказалось ни одной царапины! Этот невероятный факт и вызвал бурную дискуссию среди ученых. Правда, когда профессиональный интерес иссяк, оказалось, что ответственность за случившееся - это все же главное. Ребят, несмотря на сочувствие к ним, исключили, а для школы организовали новый спецкурс - "Физика взрыва"" [4].
   Рассказывает А. С. Коробасова: "Здание нынешнего военного училища было построено специально для ФМШ, было два крыла, в которых жили ученики; а третья часть - учебная. Но потом переехали, потому что ходить до институтов далековато, а преподаватели - в основном из институтов. К тому же начались конфликты ребят с местными.
   Сидим в неучебное время - вдруг слышим звонок. Что это?! Вижу - ребята высыпали на улицу, посрывали цепи с ручками в туалете. Преподаватели поясняют: значит, тревога - пошли с местными воевать. Правда, к нам в училище местные не пытались прорваться, но на нейтральной территории драки бывали" [5].
   
По первости в ФМШ запрещались шахматы - они и к учёбе не относятся, и мозгам отдохнуть не дают
По первости в ФМШ запрещались шахматы - они и к учёбе не относятся, и мозгам отдохнуть не дают.

   Однажды фымышата решили составить проект Конституции ФМШ. К нему приложили руку разные люди. Среди многих разделов был и "Кодекс чести".
   "Держи марку ФМШ, пусть наша слитность проявляется не только в драках с аборигенами. Пусть ФМШ станет для нас тем, чем был лицей для Пушкина" [6], - такова одна из заповедей этого кодекса.
   



[1] Берс А. А. Интервью А. В. Дмитриеву 23.08.2011 г. Архив музея СУНЦ НГУ.
[2] Информация об итогах 1963/1964 учебного года в ФМШ при НГУ. Л. 7. Электронная фотокопия. ЛАДК.
[3] [Созоненко Р. С.] Воспоминания доисторической учительницы. Архив музея СУНЦ НГУ. Л. 11-13.
[4] [Созоненко Р. С.] Воспоминания доисторической учительницы. Архив музея СУНЦ НГУ. Л. 10.
[5] Запись беседы с А. С. Коробасовой. [2012] [Электронный ресурс] ЛАДК.
[6] Проект конституции ФМШ, электронная фотокопия. ЛАДК.

Rambler's Top100