В России есть официальный праздник - День науки: 8 февраля. Институты Российской Академии наук проводят дни открытых дверей: приглашают школьников. Сначала дело этим и ограничивалось. Потом в Новосибирске появились Дни науки весенние - в мае, в апреле. Потом - осенние. Площадками для выступлений в Дни науки стали школы, библиотеки.
В этом разделе - выступления, которые я готов предложить. Какие-то из них уже обкатаны в десятках школ и библиотек Новосибирска и области, есть и новые. Одни рассчитаны на школьников, другие - на учителей. Есть лекции, есть практические занятия. Выбор - за Вами.
Школьников в нашей стране много: я не претендую пообщаться с каждым. Но интерес к делу со стороны преподавателя и перспектива дальнейшего сотрудничества - важный стимул подумать о приезде.
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино"! Потому что проще двадцать минут повисеть на стуле перед экраном компьютера, чем пять минут поработать головой, читая текст. Ну что же: как говорил Серафим Иванович Огурцов из старого доброго фильма, "Стараемся! Создаём настроение!"
В этом разделе - не только фильмы, стоившие сотен часов разработки сценария, поиска изображений и музыки, монтажа; здесь и простые выступления в формате "говорящая голова".
Сто граммов изюма из российской истории (Л.Д. Демидова, А.К. Кириллов)
В этой книге собрано несколько десятков любопытных, неожиданных, удивительных фактов из российской истории. Они сформулированы в виде вопросов: одни - попроще, другие - посложнее. Над одними можно поломать голову и найти ответ самостоятельно; другие не решить без Яндекса. Проверить себя (или сэкономить время, избежав самостоятельных поисков) можно с помощью раздела "ответы", который составляет больше трети книги.
Вопросы опираются на картины художников и летописные рисунки, на исторические плакаты и карты, на стихи авторов знаменитых и малоизвестных, на выдержки из исторических документов. Книгу можно читать для себя, а можно использовать в школьных конкурсах и заданиях.
"Сто граммов изюма" предназначены детям и взрослым; тем, кто преподаёт историю и тем, кто её "проходит"; тем, кто её давно "прошёл", но не растерял любопытства.
От Великих реформ до Перестройки. Книга для чтения по российской истории 1860-х – 1980-х годов (Л.Д. Демидова, А.К. Кириллов)
Эту книгу можно назвать второй, после "Ста граммов изюма", ступенью восхождения к познанию истории. Собранные здесь материалы более располагают к чтению обстоятельному и вдумчивому. В этой книге сведены вместе 62 источника разнообразных жанров и разного объёма. От архивных документов до стихотворений из поэтических сборников; от текстов на одну страничку до пространных отрывков из толстой книжки. Книга иллюстрирована картинами русских художников, фотографиями, плакатами и другими документами эпохи. В каждом из четырёх хронологических разделов – тексты о политике, экономике, истории науки, документы на английском языке.
Книга "От Великих реформ до Перестройки" создана не для того, чтобы быть штудируемой из-под палки, но для того, чтобы радовать читателя и помогать понимать историю России.
Документальные задачи по российской истории (Л.Д. Демидова, А.К. Кириллов) Некоторые полагают, что при изучении истории не надо думать - в истории достаточно знать. То ли дело школьный задачник по физике: на последней странице - правильные ответы! Вот они, никто не скрывает - а над задачей думать всё равно надо, поди-ка реши её.
"Задачник по физике" - то, чего нам долго не хватало в истории, и мы решили его сделать. Здесь нет правильных ответов – просто потому, что их не запишешь краткой цифрой. Но нет места и субъективизму, который по недоразумению нередко вяжется с исторической наукой. Все наводящие вопросы этого сборника лишь помогают ответить на единый для всех документов главный вопрос: что можно считать доказанным на основе изучаемого источника.
У каждой из задач - своя изюминка. В одних документах можно подметить внутренние нестыковки, в других - замаскированный подтекст, третьи дают новые факты для понимания общеизвестных событий и явлений. Что у них общее, так это единый образ действий, к которому они подталкивают читателя: хочешь понять документ - читай внимательно и вдумчиво.
По предыдущей ссылке открывается текст в Интернет-формате. Для удобства распечатки можно использовать pdf-версию.
За бумажной версией можно обратиться к издателю: "Параллель".
Листки календаря Эти краткие биографические заметки раз в неделю вывешивались на доске объявлений Гуманитарной кафедры ФМШ в 1-м семестре 2007/2008 учебного года. Их цель - не изложение важнейших биографических данных. Их цель - коротко и интересно показать, за счёт чего тот или иной человек вошёл в историю, что в нём особенного. Цель определяет объём и стиль.
Баланс крестьянской реформы Крестьянская реформа 1861 г. принесла потери всем её участникам: дворянам, крестьянам, государству. Дворяне потеряли "крещёную собственность", крестьяне оказались связаны долгосрочной ипотекой, казне пришлось кредитовать выкупную операцию. Следовательно, реформа 1861 г. должна быть оценена не как ограбление крестьян, а как действие, учитывающее интересы всех заинтересованных сторон.
Когда закончилась "оттепель" XIX столетия? Время Александра II - это не только "Великие реформы", проводимые правительством, но и "оттепель" в общественной атмосфере. Она закончилась гораздо раньше реформ. Стремление к обновлению и освобождению сошло на нет уже к середине 1860-х годов. Этому помогли петербургские пожары 1862 года, заставившие благонамеренных столичных обывателей бояться "нигилистов". Помогло и польское восстание 1863-1864 годов, которое пробудило у русских национальное чувство более сильное, чем либеральные идеи.