Налоги Самое интересное явление в налоговой системе российского капитализма - это особое соотношение роли государства и плательщика. Государство уже не отдаёт определение налога для отдельного плательщика на откуп обществу (общине), сумму каждого отдельного платежа оно знает точно. Но оно ещё неспособно установить эту сумму (то есть: выяснить платёжеспособность отдельного плательщика хотя бы примерно) силами государственных чиновников, без помощи самого общества. И общество (выборные члены податных присутствий от плательщиков) играет значительную роль в определении налогооблагаемой базы каждого отдельно взятого человека.
Начиная с Комиссии по преобразованию системы податей и сборов, созданной на заре царствования Александра II, и до последних недель Временного правительства, в России состоялась целая вереница налоговых реформ. Какие-то из них хорошо известны историкам, другие незаслуженно оставались в тени. В этой книге все они впервые показаны как ступеньки единой лесенки, по которой освобождённая от крепостного права Россия поднималась к осуществлению светлой мечты эпохи «Великих реформ» – всеобщего подоходного налога.
Промысловый налог - явление довольно запутанное. Состоит из нескольких частей, делит предприятия на разные типы и разные группы, учитывает различные классы местностей, и с каждой реформой всё больше усложняется. Кажется, всё это - не более чем груда технических подробностей, интересных только коллекционерам. На самом деле за этими подробностями прослеживается последовательное, при разных царях и разных министрах, движение в одном направлении. Промысловый налог выступает полигоном для обкатки новшеств, ожидающих всю систему податей и сборов. Эти новшества не только существенны экономически, но и злободневны политически для России кануна великих потрясений. |