От
СССР – к России: 1985–1993
Потрясения, начавшиеся для России в середине 1980-х годов,
сродни Великой российской революции: здесь и раздробление государства, и выход
народной стихии из-под контроля старой системы, и мучительное складывание
новой. Революция – долгий процесс, о её этапах и итогах надо судить поколения
спустя. Новый строй, появившийся как непосредственный результат революционных
потрясений, меняется существенно, а то и коренным образом, по ходу
приспособления к окружающей действительности. Но само рождение этого нового
строя и уничтожение старого – несомненный факт. Превращение советской России в
Россию демократическую имеет чёткие границы: от начала "Перестройки"
до принятия Конституции 1993 года. Какие силы уничтожили советскую систему, почему
М.С. Горбачёву не удалось то, что удалось Александру II? Таков, в общем виде, вопрос, над которым надо
подумать, знакомясь с событиями той эпохи.
1. Ускорение системы
Итак, в марте 1985 года у Советского Союза появился
новый руководитель – генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв.
Михаил Сергеевич
Горбачёв
(1931 г.р.) отличался от
предшественников молодостью: ему не исполнилось ещё и 55-ти. Сын
ставропольского крестьянина, он уже в семнадцать лет получил орден Трудового
Красного Знамени за ударную работу комбайнёром. Школу закончил с серебряной
медалью. Поэтому Горбачёва без экзаменов приняли на Юридический факультет МГУ.
После выпуска он пошёл на комсомольскую, а затем и партийную работу. В 1978
году стал секретарём ЦК. А в 1985-м пленил население тем, что держался живо и
непринуждённо, говорил "без бумажки", причём говорил о необходимости
реформ.
Апрельский
пленум. Ровно через год после так и
не состоявшегося андроповского пленума по интенсификации производства новый
глава государства провёл Пленум ЦК, посвящённый насущным вопросам. С апрельского
Пленума 1985 года и ведут отсчёт Перестройки. Впрочем, понятие "Перестройка"
в то время использовалось в ограниченном смысле. Имелась в виду не перестройка
системы, а изменение стиля управления, стиля работы. Ключевым словом всего
первого периода горбачёвского правления стало "ускорение".
Из выступления М.С. Горбачёва: "Задача
ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр
всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно
технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и
инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину,
коренным образом улучшить стиль деятельности".
Ускорение увязывалось с повышением порядка, в самом
широком смысле этого понятия, во всех отраслях жизни. Включая и повышение
дисциплины на производстве, и борьбу с бюрократичностью системы управления.
Дисциплина.
Наиболее масштабным проявлением борьбы за дисциплину стало введение в мае 1985
года "сухого закона". Борьба с пьянством продолжалась три с половиной
года и имела основным своим результатом потерю госбюджетом водочных доходов, а
также развитие самогоноварения.
Управление.
С неэффективной системой управления М.С. Горбачёв пытался бороться
традиционными методами – созданием новых органов управления. В ноябре 1985 г.
появился Госагропром, объединивший несколько сельскохозяйственных министерств. Предполагалось,
что если колхозы и совхозы окажутся "под одной крышей" с перерабатывающими
предприятиями и мелиораторами, это поднимет производительность умирающей
деревни.
В декабре 1985 г. вышло постановление о создании
межотраслевых научно-технических комплексов. Их замысел – внедрить научные
достижения в массовое производство. Некоторые из созданных в те годы МНТК превратились
в успешные фирмы – "Нефтеотдача", "Микрохирургия глаза";
однако коренного прорыва в экономике не произошло.
"Гласность". На XXVII съезде
КПСС (февраль–март 1986 г.) в оборот был запущен ещё один лозунг,
приобретший широкую известность – "гласность". Средства массовой
информации получают больше свободы в описании существующих проблем. Сменяются
главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее
оппозиционно ("Юность", "Новый мир", "Московские новости",
"Аргументы и факты"). Начинают печатать Николая Гумилёва и других,
бывших ранее под политическим запретом. Показывают фильм "Покаяние" (направленный
против сталинских репрессий) и другие запрещённые ранее фильмы.
На этом этапе "гласность" находилась в руках
власти и использовалась лишь для критики того, что хочет критиковать новая
власть. Первейшим врагом для нового генсека стала старая элита на уровне ЦК
КПСС и руководителей союзных республик.
Чистка. В течение 1985–1986 годов Горбачёв на две трети
обновил состав Политбюро, получили
отставку более сотни высокопоставленных деятелей союзного и республиканского
уровня. Важным орудием обновления кадров были расследования генеральной
прокуратуры, запущенные ещё при Ю.В. Андропове. Особенно массовые чистки
коснулись среднеазиатских республик. На весь СССР прославились следователи по
особо важным делам Т.Х. Гдлян и Н.В. Иванов. Их работа была
остановлена лишь тогда, кода в показаниях подследственных появился компромат на
членов Политбюро ЦК КПСС.
Из позднейшего интервью Тельмана Гдляна: "Поразительно, что с лёгкой руки генерального секретаря Горбачёва у
миллионов людей осталось в голове, что мы расследовали некое «хлопковое дело».
Горбачёв тогда сказал: «Гдлян, Иванов и их следственная группа расследовали
уголовное дело по хлопку». Я ему говорю: «Побойтесь бога, Михаил Сергеевич, мы
расследовали уголовное дело о коррупции в высших эшелонах
партийно-государственной власти Советского Союза». И сразу начались шум, топот,
крики..."
"Прорабы перестройки". На смену отставленным пришли те, кому Горбачёв
доверял лично.
Егор Кузьмич Лигачёв (1920 г.р.) – самый старший из ближайших горбачёвских
сподвижников (65 лет). Выходец из новосибирской деревни, он начинал работать на
Чкаловском авиационном заводе. Перейдя на комсомольскую, затем – партийную
работу, с 1965 г. руководил Томским обкомом партии. Ю.В. Андропов
перевёл Е.К. Лигачёва в ЦК. А с 1985 г. Е.К. Лигачёв вошёл в
узкий круг членов Политбюро. Среди соратников Горбачёва он считался
консерватором – хотя и сторонником Перестройки.
Александр Николаевич
Яковлев (1923 г.р.) считался главным
идеологом Перестройки. Восемью годами старше Горбачёва, он ещё успел повоевать
в Великую Отечественную. По окончании пединститута ушёл на партийную работу, с
1973-го служил послом в Канаде. В 1983 г. был возвращён в Москву, во главу
Института мировой экономики и международных отношений. В его записках этого
времени, направленных в ЦК, говорилось о надвигающемся экономическом кризисе и
возможных мерах противодействия. М.С. Горбачёв, став генсеком, поставил А.Н. Яковлева
руководить Отделом пропаганды ЦК. А.Н. Яковлев лично проводил инструктажи
с работниками газет и журналов.
Николай Иванович
Рыжков (1929 г.р.) в свои 56 лет стал главой
Совета министров. Сын украинского рабочего, он попал учиться в политехнический
институт на Урале, там и остался. Постепенно рос по хозяйственной линии и с
середины 70-х из директоров крупного завода ("Уралмаш") ушёл в
Госплан.
Из интервью: "В
ноябре 82-го года меня – совершенно неожиданно – избрали секретарем ЦК, и
Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы <...> Ситуация была
тяжелой, кризис зрел. Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась
перестройка в 85 году, где практически были использованы итоги того, что
сделали в 83–84 годах".
Борис Николаевич
Ельцин (1931 г.р.) получил влиятельную должность
первого секретаря Московского городского комитета партии. Ровесник М.С. Горбачева:
в год начала Перестройки ему исполнилось 54. Сын перебравшегося в город
крестьянина, после Уральского Политехнического института он начинал строителем.
Быстро выдвинулся и перешёл на партийную работу. С 1976 г. руководил
Свердловским обкомом партии. Именно Б.Н. Ельцин наиболее активно начал
проводить чистку низовых звеньев доставшейся ему части партийного аппарата.
Секретарь МГК Б.Н. Ельцин: "У нас в Москве
идет такая перестройка, что в тюрьмах не хватает мест для всех, кого хотим
посадить".
Обострение кризиса. Смягчение государственной идеологии вызвало одобрение населения. Но одновременно
становилось всё хуже с экономикой. По сравнению с доперестроечными
временами появился новый фактор отрицательного действия.
|
Из двух
линий, показанных на этом графике нефтяных цен, для нас
важнее нижняя – в текущих ценах 1980-х гг. |
Сократились экспортные доходы. США (крупному потребителю нефти) наконец удалось
договориться с Организацией стран-экспортёров нефти (ОПЕК) о снижении цен,
долго державшихся необычайно высоко. В течение пяти месяцев после ноября 1985
года нефть подешевела в два с половиной раза (с 30 до 12 долларов за баррель). Доходы
СССР от продажи нефти и нефтепродуктов в
1984 г. составили 30,9 млрд инвалютных рублей, в 1986 – 22,5
млрд. Формально говоря, это небольшая часть бюджета страны (390 млрд руб.
в 1985 г.), однако обычные рубли нельзя было потратить на заграничные
закупки, без которых уже было невозможно накормить людей.
Чернобыль. Крупным потрясением для страны стала катастрофа на Чернобыльской атомной
электростанции. 26 апреля 1986 г.
взорвался один из реакторов АЭС. Из
30-километровой зоны отчуждения
(включающей города Припять и Чернобыль, сотни окрестных деревень) были
спешно выселены более 100 тыс. жителей. Сотни тысяч специалистов из разных
концов СССР работали сначала на тушении реактора, затем на строительстве
саркофага над ним. Десятки
участников ликвидации аварии умерли от облучения в ближайшие недели, тысячи – в
следующие годы, многие стали инвалидами. В народе их прозвали:
"чернобыльцы".
Кладбище заражённой
техники в зоне отчуждения
Прямые
потери от Чернобыльской катастрофы оцениваются на уровне 10–20 миллиардов рублей.
Но Чернобыль
– не просто прореха в бюджете, это показатель кризиса всей системы Советского
Союза. Разбор причин аварии показывал: катастрофа в элитной высокотехнологичной
отрасли была обусловлена общепринятым в советской экономике терпимым отношением
к заведомо некачественной работе – причём как внизу, так и наверху.
Таким образом, первые
полтора года "Перестройки" не дали качественных перемен. М.С. Горбачёв
решил перейти от "ускорения" к "перестройке всех сторон жизни
общества".
2. Улучшение
системы:
к "социализму с человеческим лицом"
Политическая реформа. В
январе 1987-го на очередном пленуме ЦК КПСС
генеральный секретарь изложил новый план преобразований. В широкое употребление
вошло новое понятие – "механизм торможения". Этим механизмом, по
мнению М.С. Горбачёва, являлась "административно-командная
система", тормозившая экономическое развитие страны. Основной
задачей становилось изменение политической системы, развитие самоуправления
народа. Отказаться от сталинских искажений, вернуться к чистому ленинскому
истоку – в этом виделся выход из положения.
Одним из основных орудий
политической реформы стала гласность, которая теперь понималась более широко, чем прежде. М.С. Горбачёв и А.Н. Яковлев
сами подтолкнули прессу к критике сталинских мифов. Уже в январе 1988 года дело
дошло до реабилитации сталинских противников
1920-х годов (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Л.Б. Каменев... – те,
кого отказался реабилитировать Н.С. Хрущёв). Из критики сталинских репрессий
логично вытекала и критика всей системы советского "социализма". На
рубеже 1988–1989 годов начали печатать явно антисоветский "Архипелаг
ГУЛАГ" А.И. Солженицына. Глава страны критически отозвался об идеях
А.И. Солженицына. Но печатать разрешил.
Радикалы.
В организационном отношении гласность – это независимая от государства печать и
неформальные объединения (дискуссионные клубы). Весной–летом 1988 года клубы
стали перерастать в более массовые объединения – "народные фронты" в целых
областях и городах. Они действовали всё более оппозиционно по отношению к
официальной идеологии.
|
значок 1987 г. |
Выяснилось, что нет единства и среди самих сторонников
реформ, среди вожаков. На октябрьском пленуме ЦК 1987 года произошёл так
называемый "бунт Ельцина". Б.Н. Ельцин почувствовал, что у
народа начала падать вера в Перестройку (за два с половиной года жить лучше так
и не стало). И на пленуме выступил против Е.К. Лигачёва, которого назвал
главным виновником недостаточно решительного проведения реформ. После дружного
осуждения "бунтовщика" ("Борис, ты не прав!" – фраза Е.К. Лигачёва)
он был переведён на второстепенную министерскую должность. Это прибавило ему
популярности в народе, укрепило авторитет борца с партийной бюрократией.
Консерваторы. Именно Е.К. Лигачёв считается
инициатором публикации в марте 1988 года в одной из ведущих центральных газет,
"Советской России", письма "Не могу поступаться
принципами". Его автор – Н.А. Андреева, преподаватель одного из
ленинградских вузов – указывала на то, что ведущаяся критика сталинизма
отрицает всю советскую систему, и призывала защитить социалистические идеалы.
Эта статья получила резкий отпор
М.С. Горбачёва, была расценена как "манифест антиперестроечных
сил".
Итак, к началу 1988 года былого
единства уже не существовало. Налицо три лагеря: правительство, радикалы и
консерваторы. В высшем кругу преобладание горбачёвской группировки сомнений не
вызывало, однако противостояние вышло за пределы кабинетов ЦК – при этом
оставаясь в рамках существующей политической системы. Удержать все три лагеря в
рамках этой политической системы удалось за счёт её коренной реформы.
Альтернативные выборы. В июне–июле 1988 года состоялась XIX партийная конференция. С подачи М.С. Горбачёва было
принято решение о реформе политической системы. В качестве верховного
законодательного органа создавался Съезд народных депутатов. Главное отличие намеченных
на март 1989 г. выборов от обычного советского мероприятия – в их
демократичности. Если ранее в избирательных бюллетенях значилась фамилия только
одного кандидата, одобренного партийными органами, то теперь все желающие
получили право выдвигаться кандидатами. На выборах появилась конкуренция.
Десятки партийных руководителей проиграли выборы и не смогли получить заветные
мандаты.
Экономическая реформа. Основные направления горбачёвских реформ в экономике –
переустройство управления государственными предприятиями и поощрение частного
производства.
Рыночная экономика для государственных предприятий. В июне 1987 года появился закон о государственном
предприятии. Казённая промышленность стала работать на основе хозрасчёта. Значит,
предприятие само должно заботиться о покрытии всех своих расходов и о получении
прибыли. Государство теперь перечисляет предприятию деньги только в качестве
платы за товар, произведённый в рамках государственного заказа. Госзаказ не
обязательно охватывает всю продукцию завода, а лишь ту часть, которая требуется
государству.
Таким образом, государство переставало быть на своих
предприятиях одновременно собственником и управляющим. Оно оставалось только
собственником и требовало от управляющего свою законную прибыль. При такой
системе отношений резко возрастает роль управляющего, директора. Он сам должен
определять, какие товары выпускать, с кем сотрудничать, какую зарплату платить.
Соответственно, и директора теперь стали не назначаться, а выбираться Советами
трудовых коллективов – и это тоже было прописано в законе.
Результаты реформы оказались менее благоприятными,
чем ожидалось. Хотя госзаказ в 1988 году составил 85 % продукции госпредприятий,
директора требовали его увеличения. Связи
между предприятиями помимо государства налаживались недостаточно быстро, причём
носили в основном бартерный характер. Бартер – безденежный обмен товара на
товар – свидетельствует, так или иначе, о нездоровой экономике.
При этом введение хозрасчёта сочеталось с сохранением
государственного регулирования цен. Как и раньше, заявленная директором цена
товара должна была получить утверждение в Госкомитете цен. Будучи раз
установленной, цена практически не подлежала изменению. Это предотвращало
быстрый рост цен – но зато и не позволяло бороться с дефицитами.
|
Карикатура
(для сравнения: цена поездки на автобусе – 6 коп.) |
Кооперация.
Реформа 1987 года относилась к государственным предприятиям. В 1988 году реформаторы
приступили к развитию частного предпринимательства. В мае 1988 был принят закон
"О кооперации в СССР". Понимая, что трудно развить дело с нуля,
государство предоставило кооперативам все права, имевшиеся у государственных
предприятий, а также некоторые дополнительные льготы. Предполагалось, что
кооперативы займут нишу мелкого производства товаров и услуг.
На деле, наряду с действительно
работающими кооперативами, сложилась система паразитирования за счёт
государственных предприятий с ведома директоров этих предприятий. Пользуясь на
льготных условиях их техникой и государственным сырьём, кооперативы не были
связаны ценовыми ограничениями. В итоге кооперативы снимали всю прибыль, а
предприятия оставались в кризисе.
3.
К другой системе:
равнение на "общечеловеческие
ценности"
КПСС и оппозиция. "Больше демократии – больше социализма!" –
гласил горбачёвский лозунг. Однако лозунги на массовых митингах оппозиции,
именовавшей себя демократической, всё чаще требовали не углубления Перестройки,
а смены всего государственного устройства. В мае 1989 года начал работу I Съезд народных депутатов СССР. Каждый седьмой
депутат оказался в составе Межрегиональной депутатской группы, выступавшей с
позиций "демократической оппозиции". В числе самых видных её вождей
были Б.Н. Ельцин и вскоре умерший А.Д. Сахаров. Руководители МДГ
настраивали своих сторонников на то, чтобы не ограничиваться парламентской
борьбой и действовать, когда понадобится, силой.
Одно из требований
демократической оппозиции – отмена 6-й статьи
Конституции СССР – той самой, что закрепляла руководящую роль Компартии в
политической системе страны. 4 февраля 1990 года МДГ и Московский народный
фронт провели митинг, одним из главных лозунгов которого была отмена 6-й
статьи. Митинг получился необычайно людным: по разным оценкам, от 200 тыс. до 1
млн человек.
На следующий день ЦК принял решение уступить народу.
Это решение было оформлено на III съезде народных
депутатов СССР 14 марта 1990 года. Отменив монополию компартии на власть,
узаконив многопартийность, съезд тем же законом учредил пост президента СССР. Первым
и последним президентом СССР стал сам М.С. Горбачёв. При этом он остался и
генеральным секретарём ЦК КПСС, но было ясно, что с корабля КПСС М.С. Горбачёв
перебрался на корабль непартийной государственной власти.
Частная собственность. Продвижение в деле развития частной экономики принёс
закон о собственности в СССР, принятый 6 марта 1990 года. Прежде
собственность на средства производства могла принадлежать только государству и
кооперативам; теперь добавились хозяйственные общества и товарищества. Уже в
1991 г. число кооперативов пошло на спад, а частные предприятия стали
создаваться в форме обществ и товариществ.
Одновременно происходила легализация "теневой
экономики". В условиях Советского Союза, где вся крупная собственность
принадлежала государству, капиталом "теневиков" было высокое
положение и нужные связи. В условиях рынка – они понимали – этого будет
недостаточно. Поэтому те, кто имел доступ к власти, стремились материализовать
своё положение в имуществе. Несмотря на отсутствие юридического механизма
приватизации, на исходе 1980-х гг. превратились в акционерные общества
некоторые крупные заводы (КАМАЗ, ВАЗ). При этом акционерами становились не
только юридические лица (предприятия), но и физические лица, бывшие чиновники.
В 1990 году началось превращение бывших специализированных
государственных банков (Промстройбанк, Агропромбанк) в коммерческие. Тогда же
появляются биржи: в 1989 – товарная сырьевая биржа СССР, в августе 1990 –
Общесоюзная валютная биржа. Так ещё при сохранении советской системы создавалась
инфраструктура рыночной экономики 1990-х годов.
Ухудшение снабжения. Рост производства быстро сокращался, а то и
переходил в спад. Несмотря на огромные зарубежные займы, идущие на потребление,
дефицит товаров обострялся. Чем дальше продвигалась Перестройка, тем больше
становилось талонов.
Начиная с 1989 года,
население стало выплёскивать своё недовольство в забастовках. Наиболее известны
и наиболее массовы шахтёрские забастовки в июле 1989
года. Начавшись с Кузбасса, они охватили почти всю отрасль в разных частях
страны. К началу 1990 года экономические лозунги забастовщиков всё чаще стали
дополняться политическими. Провал экономической составляющей Перестройки
сочетался с кризисом доверия к власти, нарастала готовность простых людей к
антисистемным действиям.
Внешняя политика. Коренные перемены во внешней политике начинались как новая, светлая
полоса улучшения отношений с соседями, но переросли в горькие разочарования.
Начиная с 1987 г., внешняя политика Перестройки определялась идеей "нового
внешнеполитического мышления", которую выдвинул Горбачёв. Её суть – отказ
от противостояния держав в пользу общечеловеческих ценностей.
Непосредственным проводником этой политики выступал
Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе (1928 г.р.). Тринадцать лет перед Перестройкой
он руководил Грузинской ССР; с 1985 г. занимал пост министра иностранных дел
СССР.
Ядерные вооружения. Основным
направлением внешней политики было ядерное противостояние с США. Инициативы по разоружению советское
руководство начало проявлять ещё в 1985 г. Но только в декабре 1987 г. на
вашингтонской встрече М.С. Горбачёва и президента США Р. Рейгана был
подписан первый договор о сокращении ракет средней и малой дальности
(РСМД). При этом СССР обязывался уничтожить вдвое больше оружия, чем США.
Летом (31 июля) 1991 года СССР и США подписали новый
договор по ядерному оружию – СНВ-1 (о сокращении стратегических наступательных
вооружений). Этот договор оговаривал не объём сокращаемых вооружений, а
оставляемый объём – по числу как носителей, так и ядерных зарядов. Гонка
вооружений сменилась – по инициативе СССР – разоружением.
Прекращение конфликтов. Помимо
договоров с США, М.С. Горбачёв попытался нормализовать отношения и с
другими государствами.
|
Надпись вверху плаката:
"25 февраля 1989 г. закончен вывод ограниченного контингента советских
войск из Афганистана" |
Внутри страны в это время активно обсуждается тема
Афганской войны, на которой ежедневно гибнет несколько советских бойцов.
Убедившись в невозможности быстро завершить войну победой, М.С. Горбачёв
принимает решение о выводе советских войск из Афганистана. Он начался в феврале
1988 года и завершился через год. Вскоре просоветский режим в Афганистане пал.
В 1989 г. начинаются волнения в странах
Соцлагеря. Недовольство властью компартий оказывается настолько всеобщим, что смена
власти в большинстве случаев обходится без кровопролития (только румыны
расстреляли своего бывшего диктатора Н. Чаушеску). К концу 1989 г.
вследствие этих "бархатных революций" Соцлагерь перестаёт
существовать. Советский Союз не только не противодействовал смене власти, но и
в кратчайшие сроки вывел свои войска.
|
Ломают Берлинскую стену |
Яркое событие
ноября 1989 г. – снос Берлинской стены при общем восторге восточных и западных
немцев. Встаёт вопрос о воссоединении Германии; после недолгих обсуждений М.С. Горбачёв
соглашается и на это. В октябре 1990 г. Германия вновь становится единым
государством; при этом сохраняется "капиталистическое" название –
ФРГ.
Политика миролюбивых уступок снискала М.С. Горбачёву
тёплое отношение граждан стран Запада. Его показателем стала Нобелевская премия
мира, вручённая главе СССР в 1990 году. А во второй половине следующего, 1991
года, американцы со своими союзниками по НАТО провели операцию "Буря в
пустыне". Войска НАТО без согласования с другими странами вторглись в Ирак
и разгромили иракскую армию. Советский Союз одобрил действия американцев. Он
перестал быть одним из полюсов биполярного мира.
4. Уничтожение
системы:
крушение союзного центра
|
Малая часть жертв сумгаитского погрома |
Национальности и суверенитеты. Среди источников энергии, пробуждённых горбачёвским
"ослаблением гаек", быстро проявился национализм. В феврале
1988 г. трёхдневный погром в Сумгаите положил начало армяно-азербайджанскому
конфликту в Нагорном Карабахе. В мае 1989 г. последовали погромы в
Ферганской долине под лозунгами "Узбекистан – узбекам!". Сотни забитых
насмерть и сожжённых заживо, тысячи разграбленных и сожжённых домов и квартир,
десятки тысяч беженцев – непосредственный результат этих национальных взрывов.
Более цивилизованные методы использовались на западных
окраинах страны. В ноябре 1988 г. Верховный совет Эстонии принял
декларацию о государственном суверенитете – верховенстве своих законов над общесоюзными.
В первой половине 1989 г. такие же декларации приняли и Латвия с Литвой. В
марте 1990 г. Верховный Совет Литвы принял акт "О восстановлении
независимого Литовского государства". Литва объявила себя совершенно
независимой и никак не связанной с Советским Союзом. Примеру Литвы последовали
Эстония и Латвия. Положение М.С. Горбачёва осложнялось тем, что в
соответствии с советской конституцией, республики имели право на выход из
Союза.
Суверенитет РСФСР. Летом 1990 г. проблема суверенитетов вышла за рамки
национального вопроса. Это связано с отношениями между РСФСР и СССР. Формально Россия
в Советском Союзе существовала в качестве одной из республик, имея прав столько
же, сколько Киргизия или Латвия. Республиканская система власти копировала
союзную систему (действовали республиканские Верховные советы, республиканские
Советы министров) и безоговорочно ей подчинялась.
По этой логике в ходе политической реформы 1988–1989
гг. был учреждён и Съезд народных депутатов РСФСР. Но выборы в него прошли
только весной 1990 г. – через год после избрания народных депутатов СССР.
Настроение избирателей за этот год сильно изменилось, демократическая оппозиция
заметно усилила влияние. Именно вождь оппозиции, Б.Н. Ельцин, и был на I Съезде народных депутатов РСФСР избран председателем
Верховного совета РСФСР. Под руководством Б.Н. Ельцина 12 июня
1990 г. съезд проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете
РСФСР. Сложилось своеобразное двоевластие: РСФСР против СССР, началось
экономическое противостояние между двумя центрами внутри одной Москвы: "Белый
дом" (Б.Н. Ельцин) – Кремль (М.С. Горбачёв).
Агония Союзного центра. М.С. Горбачёв попытался укрепить своё положение
кадровыми переменами. В декабре 1990 г. получило отставку непопулярное уже правительство
Н.И. Рыжкова.
|
На обмен купюр в 50 и 100 руб. было отведено лишь 3 дня, лимит – 1000 руб. на человека |
В экономике новое правительство (Кабинет министров) ограничилось мерами по "затягиванию
поясов". "Павловская реформа" (по фамилии главы Кабинета) в январе–апреле 1991 г. включала
изъятие у населения части наличных денег (за счёт обмена старых на
новые), замораживание крупных банковских вкладов, двух/трёхкратное удорожание
основных товаров – при сохранении государственного регулирования цен и коренных
экономических проблем.
Обновление правительства имело и политическое значение.
Создание Кабинета министров укрепило личную власть президента СССР, которому Кабинет
подчинялся непосредственно. Тогда же, в декабре 1990 г., М.С. Горбачёв
создал Совет безопасности при президенте. Произошли перестановки в силовых
органах. Министром внутренних дел стал Б.К. Пуго, перешедший из КГБ. Многие
расценили эти факты как поворот М.С. Горбачёва в сторону свёртывания
демократии. В знак протеста в декабре 1990 г. ушёл в отставку министр
иностранных дел Э.А. Шеварднадзе.
Новым назначенцам не пришлось томиться в бездействии: 10
января 1991 г. М.С. Горбачёв потребовал от Верховного совета Литвы
восстановить на своей территории действие конституции СССР. Началось противостояние
между советскими войсками и Комитетом национального спасения Литвы. Оно
достигло кульминации 13 января, когда состоялся штурм телецентра в Вильнюсе. Штурм
был успешным, но гибель при этом 13 литовцев из толпы, оборонявшей здание,
вызвала возмущение мирового сообщества (включая США). Ряд союзных министров
ушёл в отставку, обвинив М.С. Горбачёва в диктаторстве. Президенту СССР
пришлось отказаться от мысли брать штурмом ещё и Сейм, литовская независимость
устояла.
Ново-Огарёвский процесс. В этих условиях М.С. Горбачёв попытался
заручиться поддержкой народа. На 17 марта 1991 г. был назначен референдум – всенародное
голосование по вопросу: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза
Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных
суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и
свободы человека любой национальности?". Большинство населения во всех
республиках ответило "Да" (в целом по стране – 3/4 голосовавших). Каждая
из сторон трактовала это как свою победу: одни подчёркивали заложенное в
формуле вопроса "сохранение", другие – "обновление" и
"суверенитет".
При этом в каждой республике, одновременно с
общесоюзным референдумом, проводились ещё местные референдумы. На этих местных
референдумах население поддержало меры, направленные на ослабление союзного
центра. В России 70 % голосовавших высказалось за создание должности
президента РСФСР.
Стало ясно, что нужен новый союзный договор. Его
разработка проходила в подмосковной резиденции Ново-Огарёво, почему и получила
название Ново-огарёвского процесса. Республиканские лидеры требовали возможностей
самостоятельно управлять экономикой, проводить независимую внутреннюю и внешнюю
политику. По существу, Союз превращался из государства в клуб. Такой союзный
договор существенно понижал положение М.С. Горбачёва.
Однако выбор у него был небольшой: его влияние
продолжало сокращаться. 12 июня 1991 г., в годовщину декларации о
суверенитете, состоялись выборы президента РСФСР. С большим отрывом от соперников
победил Б.Н. Ельцин. Одновременно
прошли выборы новых городских властей в важнейших политических центрах – Москве
и Ленинграде (последний при этом был переименован в С.-Петербург). Мэрами стали
деятели демократической оппозиции Г.Х. Попов и А.А. Собчак. Мэрия – это
тоже новый орган власти, конституцией СССР не предусмотренный.
Становилось очевидно, что если М.С. Горбачёв не сможет
добиться хоть какого-то договора, Союз распадётся безо всяких договоров. В то
же время, было ясно, что относительно консервативный Съезд народных депутатов
СССР не поддержит новый союзный договор. Поэтому Горбачёв решил, вопреки
закону, подписать уже подготовленный договор до очередного созыва народных
депутатов, 20 августа.
Рубикон. В такой обстановке члены правительства решились
действовать силой.
"Путч"… 19 августа, когда М.С. Горбачёв
отдыхал на даче в Форосе (Крым), появилось сообщение о том, что он болен, и к исполнению
президентских обязанностей приступает вице-президент СССР Г.И. Янаев. Сам М.С. Горбачёв
был блокирован в Форосе.
Тогда же, 19 августа,
появилось "Заявление советского руководства", которым провозглашалось
создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и в ряде
местностей вводилось чрезвычайное положение. Помимо Г.И. Янаева, в ГКЧП
вошли важнейшие деятели союзного правительства. Постановления ГКЧП предусматривали расформирование органов власти, противоречащих
конституции СССР; отмену решений, противоречащих Конституции СССР; приостановку
деятельности партий и движений, "препятствующих нормализации обстановки".
Очевидно, всё это направлялось именно на республиканские суверенитеты, на
мэрии, на Ельцина. Митинги и демонстрации запрещались, в Москву вошли войска,
включая танки.
…и его поражение. Руководство РСФСР немедленно обвинило ГКЧП в попытке переворота. Введение
чрезвычайного положения было названо "путч". Под этим именем
события 19–21 августа и вошли в историю. Страна (и народ, и местное
руководство) отнеслась к событиям насторожённо-выжидательно. Всё сводилось к
тому, кто победит в Москве. Победил Б.Н. Ельцин. Вялым действиям союзных
"силовиков" из ГКЧП он противопоставил несколько десятков тысяч москвичей.
Они собрались вокруг "Белого дома" (здания правительства РСФСР) и
стали строить баррикады. В ответ на это 20 августа в город вошли танки и боевые
машины пехоты. Они так и не получили приказа на штурм "Белого дома",
а на следующий день им было приказано выйти из города. 22 августа путчисты были
арестованы (один застрелился).
|
Плакат 1991
г., обыгрывающий дружеское прозвище М.С. Горбачёва на западе: Gorby |
Разгром СССР.
Формально провал путча вернул М.С. Горбачёва к власти, на деле же он
окончательно утратил влияние. Он назначил новых министров по согласованию с
российским президентом и сложил обязанности генерального секретаря ЦК КПСС; саму
КПСС запретил своим указом Б.Н. Ельцин. Собравшийся в сентябре V Съезд
народных депутатов СССР одобрил замену союзного правительства всего лишь межреспубликанским
экономическим комитетом. Съезд согласился даже отказаться от названия
"СССР" и поручил М.С. Горбачёву договариваться о Союзе
суверенных государств. Но и такой союз был уже не нужен республиканским вождям.
Последняя точка. 1 декабря 1991 г. на Украине прошёл референдум, в ходе
которого подавляющее большинство высказалось за полную независимость
республики. Уход из Союза одного из братских государств, наиболее тесно
связанных с Россией, не оставлял надежд на то, что новый проект союзного
договора будет когда-либо принят ещё менее близкими к России народами. В то же
время, совсем разрывать отношения главы большинства республик не собирались,
поэтому решили договориться об объединении – но напрямую, минуя М.С. Горбачёва.
Неделю спустя три президента (российский Б.Н. Ельцин, украинский Л.М. Кравчук
и белорусский С.С. Шушкевич) в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали
договор о прекращении деятельности СССР и создании взамен Союза независимых
государств (СНГ).
21 декабря состоялась новая встреча в Алма-Ате,
на которой к договору присоединились ещё 8 республик. Теперь в СНГ
оказались все бывшие республики, кроме Прибалтики и Грузии. Последней точкой в
истории СССР стала отставка М.С. Горбачёва с поста президента уже не
существующего государства 25 декабря 1991 г.
5. Создание новой
системы:
экономика во главе угла
Кризис.
Экономика в 1991 году катилась вниз катастрофически по
сравнению со всеми минувшими перестроечными годами. Национальный доход за 1991
год сократился на 11 %, ВВП – на 13 %, внешнеторговый оборот – на
37 %; рублёвая масса выросла в 4,4 раза, цены выросли вдвое.
Золотовалютные запасы страны сократились с 1300 до 300 тонн золота. В разы
вырос дефицит госбюджета. Валютных поступлений не хватало даже на текущие
платежи по долгам. В ноябре правительство располагало лишь 2-месячным запасом
зерна, и на дополнительные закупки денег не было.
Карикатура из журнала "Крокодил" на тему пустых прилавков
Из правительственной
справки о положении на середину ноября 1991 г.: "Продажа мясопродуктов, масла животного, масла растительного,
крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных
напитков, мыла хозяйственного, туалетного и других производится, в основном, по
талонам и по мере поступления этих товаров в торговую сеть. Отпуск хлеба и
хлебобулочных изделий ограничен, реализация молокопродуктов — по мере их
поступления — при наличии больших очередей и ограниченного времени торговли.
Архангельская область. Мясопродукты, которые не обеспечены ресурсами, реализуются из
расчета 0,5 кг на человека в месяц. Срывают отгрузку мяса Белоруссия,
Ростовская, Ульяновская области<...> Молоко имеется в продаже в течение
не более часа. Масло животное продается по талонам из расчета 200 г на человека
в месяц. Талоны не обеспечены ресурсами из-за недогруза Вологодской и
Смоленской областями. Мукой в рознице не торгуют, она поступает только для
хлебопечения. До конца года недостаток фондов на муку 5 тыс. тонн. Хлебом
торгуют с перебоями. Сахар отпускают по 1 кг в месяц на человека, талоны на
него из-за недогруза заводов Украины с июня не отовариваются".
Крупные города стояли перед угрозой голода. Советский Союз
формально ещё существовал, а российские власти уже принялись за разработку реформ.
Реформаторы.
В
проведении экономической реформы Б.Н. Ельцин сделал ставку на команду
молодого экономиста Е.Т. Гайдара.
Егор Тимурович Гайдар (р. 1956 г.). Внук известного всем советским
школьникам детского писателя, героя Гражданской войны. Сын влиятельного
сотрудника газеты "Правда", привыкший присутствовать при обсуждении
отцом и его гостями злободневных проблем страны в эпоху оттепели. Уже в середине
1980-х как научный сотрудник привлекался к разработке экономической реформы. С
1987 г. получил возможность высказывать свои идеи на широкую публику, сотрудничая
в журнале "Коммунист", затем – в газете "Правда". Став
доктором наук (1990), создал научно-исследовательский Институт экономической
политики. К этому времени у него уже была своя команда.
Соратник Гайдара, будущий миллиардер П.О. Авен: "По образованию, по стремлению стать лидером, по
личностным качествам с самого начала лидером всей этой команды был Гайдар. <...>
Он был глубже всех посвящен, он всегда выступал интегратором разных кусков. Он,
безусловно, очень талантливо писал. Более того, он был очень встроен в
советскую иерархию, хорошо понимал, как это все работает. В отличие от нас.
Потом, у него была школа «Коммуниста», «Правды» и т. д. Он был совершенно
естественным лидером, это практически не оспаривалось".
6 ноября 1991 г. 35-летний Е.Т. Гайдар был
назначен заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам
экономической политики. Одновременно главой Госкомимущества (Государственного комитета по государственному
имуществу) был назначен А.Б. Чубайс.
Анатолий
Борисович Чубайс (р. 1955 г.). Сын офицера-политработника (впоследствии –
преподавателя научного коммунизма). Выпускник Ленинградского инженерно-экономического
института, здесь же преподавал, в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию по
экономике. Размышления о путях выхода из очевидного кризиса экономической
системы привели его к созданию в Ленинграде группы молодых экономистов,
установившей связи с московской группой Е.Т. Гайдара. С началом
политических реформ создавал клуб "Перестройка" для открытого
обсуждения демократических идей. С 1990 г. был заместителем председателя
исполкома демократически избранного Ленсовета. В сентябре 1991 г. вступил в
команду Е.Т. Гайдара и с тех пор воспринимался как один из символов
экономических реформ начала 1990-х годов.
А.Б. Чубайс:
"Приватизация случилась не потому, что так захотели Гайдар с Чубайсом, так
они придумали. Неизбежной ее сделало ослабление государства и извечный, никуда
не исчезающий, природой заложенный в человеке экономический интерес".
Реформы, идеологами которых выступали Е.Т. Гайдар и
А.Б. Чубайс, получили название "шоковая терапия". В противовес комиссии
академика-экономиста Л.И. Абалкина, говорившей о необходимости
постепенного "вхождения в рынок", реформаторы сделали ставку на,
во-первых, быстрое и, во-вторых, коренное изменение правил игры.
|
торговля 1992 года |
Либерализация
экономики.
Суть экономических реформ начала 1990-х гг. – замена
государственного контроля частной инициативой. 3 декабря был издан указ о мерах
по либерализации
цен. С января 1992 г. все товары, кроме самых необходимых, следовало
продавать по свободным, рыночным ценам, "складывающимся под влиянием
спроса и предложения". Цены в магазинах немедленно выросли в несколько
раз.
Логичным продолжением свободных цен стал указ 29 января
1992 г. о свободе торговли. То, что десятилетиями запрещалось под именем
спекуляции, теперь стало не только разрешаться, но даже поощряться. Местным
властям было предписано "содействовать свободной торговле предприятий и
граждан, обратив особое внимание на оборудование мест торговли".
Ларьки и палатки в начале 1990-х годов существенно
потеснили крупные магазины: не имея возможности купить дорогие вещи, люди
покупали плохие, зато подешевле – из Китая, из Турции. Появилось понятие
"челноки" – торговцы, снующие за границу и обратно для снабжения
российских "барахолок" ширпотребом. По сравнению с
"бюджетниками" (врачи, учителя и другие непривилегированные группы
государственных служащих) "челноки" имели завидный достаток.
Из дневника уральской
учительницы. "13
января 1992 года. Со 2 января все цены отпущены, свободные. С продуктами плохо.
Молоко, хлеб и крупы подорожали. Хлеб — от 1 рубля 80 копеек до 3 рублей 60
копеек, литр молока — 1 рубль 50 копеек, сметана — 68 рублей килограмм. Никто
не берёт. Зарплату не повысили. Сахара и жиров нет уже два месяца. Сын и дочка
закончили полугодие на «4» и «5». Мы работаем.
20 июня 1992 года.
Денег нет, зарплату не дают с апреля. Мы почти голодаем, едим только хлеб и
картошку. Цены растут. Хлеб — 11 рублей буханка, молоко — 12 рублей за литр,
колбаса — от 130 до 180 за килограмм. Дочь сдала экзамены: на «5» — историю,
диктант на «4».
13 ноября 1992.
Получили ваучеры на семью. Всё дорожает. Хлеб — 19-20 рублей, сахар — 155
рублей килограмм, масло сливочное — 330–350 рублей. Одежда — десятки тысяч.
Сапоги — 8–12 тысяч. Моя зарплата 5 тысяч, муж принёс за октябрь 15 тысяч".
Приватизация. Одним из ключевых средств создания конкурентной экономики и успешной
промышленности виделась передача в частные руки государственных предприятий.
Массовая
приватизация состоялась на бесплатной основе. 14 августа 1992 г. президент
подписал указ о введении в действие приватизационных чеков
("ваучеров"). Ваучер выдавался каждому жителю страны (включая детей)
и давал право в течение года с небольшим купить акции приватизируемых
предприятий. Так всему населению давалась возможность участвовать в
приватизации той собственности, которая по праву могла считаться и
государственной, и общенародной.
Со своей стороны, предприятия (не
имеющие стратегического значения) не могли уклониться от приватизации. Преимущество
при этом имели сотрудники предприятия, которые могли закрепить за собой
25 % акций бесплатно или 51 % – за ваучеры. В любом случае хотя бы
часть акций предприятий должна была продаваться сторонним владельцам ваучеров.
На деле обычные люди, не
являвшиеся сотрудниками приватизируемых предприятий, либо продавали ваучеры за бесценок многочисленным скупщикам,
либо отдавали в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). После
разорения ЧИФов основная масса ваучеров
сосредоточилась в руках немногих умелых организаторов, которые затем и
разделили приватизируемую промышленность на чековых аукционах. Чековый этап
приватизации в основном завершился к концу июня 1994 г. Самые лакомые
предприятия ещё оставались за государством, но массовое разгосударствление
промышленности свершилось.
|
Один из комбайнов, выпускавшихся в
1992 г. |
Аграрная реформа также опиралась на идею высвобождения частной собственности. Ещё на
исходе 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял законы "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" и "О земельной реформе". Крестьяне
получили право выходить из колхозов и совхозов вопреки желанию руководства,
притом получая свою долю земли в собственность. Однако на куплю-продажу земли
был установлен мораторий в 5 лет или более. Таким образом, возможность
развития собственного хозяйства фермерам закрывалась. 27 декабря 1991 г. президент
РФ подписал новый указ, разрешив куплю/продажу земли для нужд фермерского
хозяйства.
К концу 1993 г. было создано более 170 тыс. фермерских
хозяйств. Они использовали лишь 3 % сельхозугодий страны. Одним из камней
преткновения оставался вопрос о частной собственности на землю, против которой настойчиво
возражал Верховный Совет.
6. Кровавый
путь
к
президентской республике
Парламент
против президента.
Постоянно действующий Верховный Совет и периодически созываемые
Съезды народных депутатов РСФСР, затем – РФ (избранных ещё весной 1990 г.) составляли
двухъярусную систему, без одобрения которой принимать законы президент не мог. На
этапе борьбы против М.С. Горбачёва российские президент и парламент (так
неформально именовали Верховный Совет) действовали заодно. Однако по мере того,
как на первый план выходили экономические реформы, председатель Верховного
Совета Р.И. Хасбулатов стал выступать с критикой президента.
Руслан Имранович Хасбулатов (р. 1942 г.). Ребёнком
он вместе с чеченским народом пережил высылку в Казахстан, где и вырос. Выпускник
Юрфака МГУ, с 1980 г. – доктор экономических наук, специалист по экономике
капиталистических стран. С началом "Перестройки" – активный публицист.
В марте 1990 г. московский профессор был избран народным депутатом РСФСР от
одного из округов Чечено-Ингушской АССР. Б.Н. Ельцин, возглавив Верховный
Совет РСФСР, взял И.Р. Хасбулатова себе в первые заместители. После ухода
Ельцина в президенты Хасбулатов возглавил Верховный Совет.
Из позднейшего
интервью Р.И. Хасбулатова о выборах 1990 г.: "Это вообще
были первые и последние демократические выборы в России. <...> В этом и
была проблема столкновения законодателей с исполнительной властью в 1990-е
годы. Наши депутаты – тысяча с лишним человек – представляли, кто их избрал!
Они действительно ездили по стране и встречали там негодование людей, которые
говорили: как вы позволяете Ельцину и Гайдару проводить такую политику?"
Парламентарии нашли поддержку и в лагере самого
президента: вице-президент А.В. Руцкой с конца 1991 г. явно выступал
против действий Б.Н. Ельцина.
Александр Владимирович
Руцкой (р. 1947 г.).
Потомственный военный, накануне перестройки – командир эскадрильи в Группе
советских войск в Германии. Герой Афганской войны: командир авиаполка, имевший
боевых сотни вылетов, дважды сбитый, с тяжёлым ранением, вскоре после
освобождения из моджахедского плена (1988)
награждённый золотой звездой Героя Советского Союза. Успешно став народным
депутатом РСФСР (весна 1990 г.), активно поддерживал борьбу российского руководства
против союзного центра; летом 1990 г. участвовал в учредительном съезде
Компартии РСФСР и стал членом её Центрального комитета. В июне 1991 г., по
предложению Б.Н. Ельцина и одновременно с его избранием в президенты, был
избран вице-президентом. В августе 1991 г. рука об руку с Ельциным Руцкой
защищал "Белый дом", однако уже в декабре критиковал и программу
"шоковой терапии", и Беловежские соглашения.
Из позднейшего
интервью (о своей поддержке Ельцина): "Я – не исключение, обманули и
меня, как и весь народ страны. Кто тогда мог предположить, что за реформами в
России стоял «вашингтонский обком»? Ведь оркестром реформаторов, в том числе и
Ельциным, дирижировали именно оттуда".
Депутаты
против правительства.
Напряжённое противостояние 1992 года дважды
прорывалось в острые конфликты, завязанные на личность главы правительства. В
первый раз народные депутаты потребовали прекратить "шоковую терапию"
уже в апреле 1992 г. (на Шестом съезде народных депутатов). Тогда
Е.Т. Гайдару удалось справиться с депутатами угрозой отставки правительства.
Однако следующий съезд в декабре 1992 г. всё-таки проголосовал против Гайдара
как премьер-министра, к тому же приняв ряд антипрезидентских поправок к
конституции (например: о праве Верховного совета блокировать указы президента).
Президент пошёл на обострение и призвал провести всенародный
референдум: о доверии либо президенту, либо съезду. В этот критический момент в
дело вмешался председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин. Дело
кончилось взаимными уступками. Депутаты отменили вновь принятые поправки к
конституции, а президент согласился назначить премьер-министром
В.С. Черномырдина – представителя советской экономической системы.
Виктор Степанович
Черномырдин (р.
1938 г.). Сын шофёра, начинал слесарем на нефтеперерабатывающем заводе. Быстро
получил инженерное образование, вскоре стал инструктором горкома КПСС и в 35
лет уже руководил Оренбургским газоперерабатывающим заводом. Пять лет спустя стал
инструктором отдела тяжёлой промышленности ЦК КПСС. С 1985 – министр газовой
промышленности СССР. Использование стандартных партийно-государственных
механизмов продвижения сочеталось у него с готовностью учитывать новые
обстоятельства. В 1989 г. В.С. Черномырдин превратил своё
министерство в государственный концерн "Газпром", со временем (февраль
1993 г.) приобретший статус Российского акционерного общества и притом
остававшийся одним из немногих островков процветания на фоне экономических
неурядиц страны.
Журналисты быстро
полюбили нового премьера за манеру горячо выражать свои мысли и чувства. Начав
отвечать раньше, чем подобраны слова, он зачастую говорил сумбурно – но
доходчиво, и прославился афоризмом: "Хотели, как лучше, а получилось, как
всегда".
Мартовская
проба сил.
Ход парламента. Декабрьский компромисс между президентом и парламентом включал и ещё
одно условие: 11 апреля 1993 г. состоится референдум по основным
положениям будущей конституции. Это угрожало парламенту: президент прямо
заявлял о желании вычеркнуть Съезд народных депутатов из российской властной системы.
В марте 1993 г. депутаты перешли в наступление. На Восьмом съезде они не только
отменили референдум, но и постановили привести все действующие нормативные акты
в соответствие с действующей конституцией – то есть, лишить президента особых
полномочий, сохранившихся с 1991 г.
Ход президента. Б.Н. Ельцин нанёс встречный удар 20 марта: он объявил, что "до
преодоления кризиса власти" вводит особый порядок управления страной, при
котором не будут иметь силы любые решения Верховного совета, направленные против
президента и правительства. А 25 апреля состоится референдум по вопросам о
доверии президенту и о новой конституции.
|
карикатура газеты
"Известия". 27 марта 1993 г. |
Временное решение.... Антиконституционное заявление Б.Н. Ельцина вызвало
бурю возмущения. Депутаты, 26 марта вновь собравшись на внеочередной
съезд, обсуждали импичмент – отстранение от власти президента. За это
проголосовало 617 человек – лишь немногим менее необходимых 2/3 голосов. Тогда депутаты
согласились провести референдум, но увеличили число вопросов. В итоге, хотя
Ельцину и пришлось отказаться от "особого порядка управления
страной", он получил то, к чему стремился. Спор двух ветвей власти был
вынесен на всенародное голосование.
...и вновь неопределённость. После месяца ожесточённой пропаганды в духе "да
– да – нет – да" референдум состоялся. В нём приняло участие 2/3 имеющих
право голоса. Личный авторитет Ельцина оказался относительно высок (58,7 %
– за, 39,2 % – против); однако оценка его политики показала раскол голосовавших
почти поровну (53 % – за, 44,6 % – против). При этом большинство не
поддержало досрочные перевыборы ни президента (за – 31,7 %), ни парламента
(за – 43,1 %). Голосование 25 апреля не дало возможности разрешить кризис
двоевластия. Патовое положение сохранилось.
"Красно-коричневый
мятеж", или антиконституционный переворот
Политическое противостояние. Ещё летом президент объявил, что в сентябре
предстоит "решительная борьба и схватка" за введение новой
конституции.
|
заголовок
газеты "Московские новости" |
Поворотным днём стало 21 сентября 1993 г.:
был издан президентский указ № 1400
о "поэтапной конституционной реформе". Провозгласив, что "безопасность
России и ее народов – более высокая ценность, нежели формальное следование
противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти", президент
объявил о немедленном прекращении работы действующих выборных органов. На 11–12
декабря были назначены выборы нового парламента – Федерального собрания,
состоящего из двух палат: Госдумы и Совета Федерации (в соответствии с президентским
проектом конституции).
Президиум Верховного Совета немедленно
объявил произошедшее государственным переворотом и принял постановление об
отрешении президента от должности и переходе президентских полномочий к
вице-президенту А.В. Руцкому. 23 сентября это решение было поддержано
спешно созванным Десятым Съездом народных депутатов. К этому времени у Белого
дома, по примеру 1991 г., уже собралось несколько тысяч москвичей, которые
начали строить баррикады. ОМОН, а затем и верные президенту войска взяли Белый
дом в кольцо, опутали колючей проволокой, отключили тепло и свет. В следующие
дни противостояние нарастало, митинги в защиту парламента стали перерастать в
сражения с ОМОНом, появились убитые.
|
Демонстранты
3 октября прорывают милицейский кордон на Крымском мосту по пути к Белому
Дому |
Кто – кого.
3 октября наиболее активные участники очередного митинга в несколько сотен
тысяч человек двинулись к Белому Дому, по пути сметая омоновские заставы, и
прорвали оцепление вокруг Белого Дома. Милицейские части, расположенные по
соседству в здании мэрии, открыли огонь на поражение, убив несколько человек, но
затем отступили, и мэрия была захвачена демонстрантами. По призыву
А.В. Руцкого народ двинулся на телецентр Останкино, чтобы сказать свою
правду по телевизору. Но в Останкино уже был подтянут спецназ, который расстрелял
не менее полусотни демонстрантов, и доступа в эфир они не добились.
После этого правительство перешло в
решительное наступление: в город вошли танки, которые рано утром расстреляли
Белый дом (его верхняя половина выгорела полностью), а БТРы смяли баррикаду.
Руководители обороны сдались и под охраной спецназовцев были доставлены в
тюрьму; рядовые защитники разогнаны или уничтожены (по официальным данным – 150
человек, по неофициальным – несколько тысяч человек).
Всё произошедшее
победители объявили попыткой "красно-коричневого" (то есть: одновременно
фашистского и коммунистического) мятежа.
Из
открытого письма 42-х писателей ("Известия", 5 октября 1993 г.): "Мы "жалостливо"
умоляли после августовского путча не "мстить", не
"наказывать", не "запрещать", не "закрывать", не
"заниматься поисками ведьм". <...> И "ведьмы", а вернее – красно-коричневые оборотни, наглея от
безнаказанности, оклеивали на глазах милиции стены своими ядовитыми листками,
грязно оскорбляя народ, государство, его законных руководителей, сладострастно
объясняя, как именно они будут всех нас вешать... Что тут говорить? Хватит
говорить... Пора научиться действовать.
Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли
ее продемонстрировать нашей юной, но
уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей
демократии?"
Из листовки октября 1993
г.:
"Фашизм прорвался к власти, размахивая популистскими лозунгами. Фашизм
всегда разгоняет органы представительной власти и организовывает выборы без
выбора. Фашизм опирается на лавочников и мелких буржуа, с легкостью посылая их
на бойню во имя обеспечения "свободы бизнеса". Фашизм уничтожает
партии и организации трудящихся как угрозу своему существованию. Ельцинисты обещали демократию и процветание России, взамен
раз за разом устраивали бойню в Москве, дойдя до артобстрела Верховной
представительной власти России. <...> Но движение трудящихся не
остановить. Для отпора наступлению фашизма-ельцинизма объединяйтесь в Комитеты
защиты Советов и Советской конституции".
Новая конституция. Последней точкой в борьбе вокруг новой политической
системы стали выборы парламента, назначенные указом № 1400. Одновременно, 12
декабря 1993 г., состоялся референдум, на
котором была принята новая конституция. Сторонники Верховного Совета считали её
большим шагом назад: в России устранялась власть Советов, законодательная
власть оказывалась поделена между профессиональными политиками – постоянно
действующим парламентом и президентом.
Проблему соотношения их полномочий Конституция
1993 г. решила следующим образом. Принятие законов – право Федерального
собрания (Госдума + Совет Федерации). Если принятый парламентом закон неугоден
президенту, он может наложить на него вето. Однако парламент может преодолеть
это вето, если повторно проголосует за закон "квалифицированным
большинством" (две трети голосов). Самое важное из полномочий президента (давших
основание оценивать новую систему власти как президентскую республику) – право
распускать Госдуму (с назначением новых выборов) в случае троекратного неутверждения предложенной президентом кандидатуры
премьер-министра и в случае принятия Думой решения о недоверии уже действующему
правительству.
Так была создана система, которая
предотвращала повторение кризиса 1993 года, в то же время сохраняя возможность
решения насущных задач страны при активном участии народных представителей.