Россия нулевых: новое и хорошо забытое старое

 

Летом 1999 г. вновь, после трёхлетнего перерыва, обострилась чеченская проблема. На сей раз российская власть действовала по-новому – иначе, чем в Первой чеченской войне. После успеха в Чечне новые методы стали распространяться и на другие сферы. В этом новом люди с долгим жизненным опытом всё чаще начинали различать черты старого – того, что, многим казалось, уже не вернётся.

 

1. Вторая Чеченская война

Наступление боевиков. 7 августа 1999 г. началось вторжение чеченских отрядов в Дагестан. Решающую роль в нём играли иностранные наёмники, связанные с международной террористической организацией "Аль-Каида". Их предводитель Хаттаб, профессиональный террорист, впервые воевал против советских войск ещё в Афганистане. В считанные годы после Хасавюртовских соглашений, используя зарубежные деньги, он успел создать на территории Чечни целую базу для подготовки боевиков.

Спустя месяц с небольшим российские войска вытеснили боевиков из Дагестана. На завершающем этапе этой операции террористы перенесли боевые действия вглубь России. В разных городах были устроены взрывы, погибли сотни мирных жителей. Особенно сильное впечатление произвели подрывы жилых домов в Москве 8 и 13 сентября. Руководители междуна­родных террористов в Чечне объяснили, что этими взрывами они рассчитывают вынудить Россию отказаться от использо­ва­ния военной силы в Дагестане. В противовес этому, российское руководство перенесло боевые действия на территорию Чечни. Эта война получила название Второй чеченской.

 

Последствия взрыва 8 сентября 1999 г. в Москве

 

Ответ Москвы. То, как власть будет реагировать на возобновление войны в Чечне, во многом зависело от нового главы правительства В.В. Путина.

 

Путин Владимир Владимирович (1952 г. р.). Юрист по образованию, мастер спорта по дзюдо и самбо, полтора десятилетия отработал в КГБ, в 1991 г. вошёл в команду первого мэра Ленинграда А.А. Собчака в должности председателя комитета по внешним связям. В 1996 г. перешёл в аппарат президента, в июле 1998 г. стал руководителем ФСБ. В первые же недели своего управления успел зарекомендовать себя как человек решительный и в поступках, и в высказываниях.

 

 

Из заявления премьер-министра В.В. Путина 7 сентября 1999 г.:

"Политический вывод, который можно сделать из ситуации в Дагестане, – чеченское руководство не контролирует ситуацию и не в состоянии выполнять Хасавюртовские договоренности. Поэтому наши военные специалисты будут предлагать свои методы выхода из сложившейся ситуации".

Из его же ответа на пресс-конференции 24 сентября по поводу бомбардировок Грозного:

"Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту – в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы в сортире их замочим, в конце концов. Всё, вопрос закрыт окончательно".

 

Войсковая операция. На исходе сентября 1999 г. российские войска начали массированные бомбардировки позиций боевиков и вступили на территорию Чечни. Главную трудность составляло освобождение Грозного и ликвидация банд в горных районах. Штурм Грозного, начатый незадолго до Нового года, был подготовлен гораздо тщательнее, чем пять лет назад. Прорабатывались задачи подразделениям, просчитывалась тактика действий в городе, армия была достаточно снабжена современной техникой и боеприпасами.

 

Из рассказа полковника Е.В. Кукарина, во время штурма Грозного – командующего группировкой "Восток"

"Боевики ожидали, что мы, как в 1994–1995 гг. введем технику на улицы Грозного. Под прикрытием личного состава, как написано в учебниках, пойдем стройными рядами. Построим елочкой огонь: правая колонна по левой стороне смотрит, левая по правой, а чеченцы нас будут планомерно расстреливать. Этого не произошло. Мы не стали использовать старую тактику. Мы выбрали другую. Впереди шел личный состав. Артиллерийские наводчики и авианаводчики действовали непосредственно в боевых порядках. Как только откуда-то начиналось сопротивление, группировка немедленно останавливалась, сообщала свое местоположение, и противнику наносилось огневое поражение. После подавления сопротивления огнем, мы начинали продвигаться дальше. В этом и состояла планомерность нашего движения."

 

 

Бои оказались тяжёлыми, но в начале февраля Грозный был взят. Потери боевиков намного превосходили потери федеральных сил. Однако основные силы бандитов прорвались на юг, в сторону Аргунского ущелья. В Шатое в феврале они вновь потерпели поражение, но опять смогли уйти двумя группами общей численностью в несколько тысяч боевиков. Последней крупной военной операцией стали двухнедельные бои в марте за село Комсомольское, из которого боевики уже окончательно ушли в горы.

 

Бой в Аргунском ущелье.

Самый трагический эпизод той войны – прорыв банды Хаттаба, отходившей из-под Шатоя через позиции 6-й роты псковских десантников. Бой на высоте 776 под Улус-Кертом начался 29 февраля – как раз в тот день, когда один из руководителей российской военной группировки в Чечне генерал Г.Н. Трошев заявил журналистам, что крупных организованных бандформирований больше не существует. Почти сутки не получая помощи от своих однополчан, 84 десантника отказались пропустить врага и погибли. Боевики в очередной раз ушли от преследования. Провал был столь явным и столь необъяснимым, что военное командование пыталось скрыть факты. Лишь позже, уже став президентом, В.В. Путин извинился перед родственниками погибших за "грубые просчеты, которые приходится оплачивать жизнями русских солдат".

 

Опора на местные силы. Вторая Чеченская война доказала решимость власти уничтожать бандитов военным путём, невзирая на мнение мирового сообщества. Это позволило договариваться с чеченскими политиками на новых условиях: без обсуждения независимости Чечни. Одним из тех, кто быстро сориентировался и перешёл на сторону российской власти, был муфтий самопровозглашённой Чеченской республики Ичкерия А.А. Кадыров. В 1995 г. он объявлял России джихад – "священную войну"; в октябре 1999 г. – объявил Чечню "территорией, свободной от ваххабизма". Он и был в 2000 г. назначен главой российской администрации Чеченской республики. По смерти А.А. Кадырова в мае 2004 г. (вследствие теракта) власть была передана его сыну. Боевики стали возвращаться к обычной жизни, вступая в ряды законных чеченских силовых органов. С остающимися в подполье террористами начали бороться сами чеченцы.

Это не избавило Россию от тяжких проявлений терроризма. Впереди были и гибель полутора сотен заложников в теракте на Дубровке (Москва) в октябре 2002 г., и взрыв двух самолётов российских авиакомпаний в августе 2004 г., и гибель 333 человек (включая 186 детей) при захвате террористами школы в Беслане 1 сентября 2004 г. Только в 2009 г. на территории Чечни будет отменён режим контртеррористической операции. Но уже в 2000 г. стало ясно: целостность России не ставится под сомнение, и власть готова её отстаивать вооружённой рукой.

 

2. "Укрепление вертикали власти"

Решительные действия в Чечне снискали В.В. Путину популярность у населения. Этим и объясняется победа его на президентских выборах уже в первом туре.

 

Председатель Центризбиркома А.А. Вешняков

вручает В.В. Путину удостоверение президента РФ

 

Ближайшей задачей нового президента стало, по расхожему выражению тех лет, "укрепление вертикали власти". Для этого он действовал в нескольких направлениях.

Контроль над регионами. Прежде всего, в считанные годы конституции национальных республик были приведены в соответствие с Конституцией РФ. Пережитки "парада суверенитетов" были вычищены, верховенство федеральных законов закреплено незыблемо.

В мае 2000 г. новым президентом был предложен (и в августе – подписан) закон о реформе верхней палаты парламента – Совета Федерации. Прежде от каждого региона, перечисленного в конституции, в Совет Федерации поступало два представителя: губернатор и председатель законодательного собрания. Этот "губернаторский клуб" был весьма влиятельным учреждением; журналисты обязательно узнавали мнение председателя Совета Федерации Е.С. Строева по всем злободневным вопросам. После реформы возможности губернаторов и региональных парламентов были ограничены назначением своих представителей в Совет Федерации. Удаление из СФ политических тяжеловесов привело к резкому снижению его влиятельности.

Одновременно, в мае 2000 г., указом президента Россия была поделена на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. На эти должности были назначены генералы, отличившиеся в недавних войнах. Их ключевые задачи – контроль за исполнением решений правительства и доклады президенту об обеспечении национальной безопасности в округе. Будучи формально лишь сотрудниками аппарата президента, полпреды фактически стали активно действующими руководителями, определяющими действия нижестоящих чиновников и органов самоуправления.

Карта: группировка регионов в федеральные округа по состоянию на 2016 г.

Перечень округов с востока на запад: Дальневосточный, Сибирский, Уральский,

Северо-Западный, Приволжский, Центральный, Южный, Северо-Кавказский.

 

Контроль над главами регионов. В свою очередь, система самоуправления оказалась существенно урезана. Непосредственный толчок к этому дала Бесланская трагедия. Во время торжественной линейки 1 сентября 2004 г. в одной из североосетинских школ чеченские сепаратисты (неподконтрольные клану Кадыровых) захватили в заложники более тысячи школьников, их родителей и младших братьев/сестёр. Бандиты надеялись повторить успех 1995 г., когда захват Будённовска вынудил российскую власть начать путь к полупризнанию независимости Чечни. Стремясь спасти заложников, осетинские и ингушские руководители пытались вести переговоры. 3 сентября по решению федеральных властей был начат штурм, в котором сотни заложников сгорели или погибли от осколков, пуль и обрушения крыши. Это взбудоражило общественность всей страны; парламент Северной Осетии и Госдума создали комиссии для собственного расследования, поставив под сомнение официальную версию произошедшего. К тому же возник риск обострения осетино-ингушского конфликта, острая фаза которого пришлась на начало 1990-х гг.

 

 

Беслан. После штурма. Собирают трупы.

 

В этих условиях президент России заявил о необходимости обеспечения "единства действий всей исполнительской вертикали" как необходимого условия успешной борьбы с террором. Президент пояснил, что при прямых выборах граждане не всегда выбирают себе удачных руководителей. Декабрьский закон 2004 г. установил, что кандидатура губернатора должна отныне предлагаться президентом и утверждаться региональным парламентом. В случае двукратного отклонения президентских кандидатур президент получил право самостоятельно назначать на неопределённый срок временно исполняющего обязанности губернатора.

Контроль над депутатами. Одновременно была объявлена и коренная реформа выборов в Госдуму, законодательно воплощённая в 2005 г. Её суть – избавление от независимых депутатов-одномандатников, не подчиняющихся никакому партийному руководству. Президент объяснил, что укрепление общенациональных партий – это создание механизма, обеспечивающего "реальный диалог и взаимодействие общества и власти в борьбе с террором". С этих пор (и до 2016 г.) все 450 депутатов стали избираться только по партийным спискам.

Реформу думских выборов дополнял ещё ряд законов, принятых в 2004–2006 гг., в том числе: увеличение обязательной численности политической партии (с 10 до 50 тыс. человек; не менее чем в половине субъектов федерации необходимы отделения численностью не менее 500 человек); повышение барьера прохождения в Думу с 5 до 7 %, запрет избирательных блоков.

 

Из ответов В.В. Путина на вопросы журналистов 19 ноября 2004 г.:

Н. Сванидзе: Владимир Владимирович, у вас нет ощущения, не видите ли вы угрозы, что принимаемые решения могут негативно повлиять на становление демократии в нашей стране?

В. Путин: Нет, я так не думаю. Демократия, как известно, – это власть народа. В каждой стране ищут наиболее эффективные способы организации власти, наиболее эффективные не для самой власти, а для решения проблем, перед которыми стоит государство, для решения проблем граждан этой страны.

Мне представляется, что в силу всего, что я сказал выше, мы вполне можем создать сбалансированную систему власти, которая не нарушает принципов демократического устройства общества. Граждане будут и дальше влиять на формирование регионального уровня управления. Но этот уровень управления будет чувствовать свою ответственность за решение и общенациональных задач. И от этого все мы должны выиграть, потому что мне представляется, что такая система организации власти позволит лучше решать проблемы, перед которыми стоит страна.

 

Принятые меры дали результат уже на выборах 2007 г. За рамки парламента оказались партии, наиболее приверженные либерализму – "Яблоко" и "Союз правых сил". Вся парламентская оппозиция оказалась ограничена тремя партиями (ЛДПР, КПРФ и созданная председателем Совета Федерации "Справедливая Россия").

 

 

В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, С.М. Миронов –

руководители всей парламентской оппозиции по итогам выборов 2007 г.

 

Контроль над Думой. Более того: даже все вместе эти партии не имели и трети мест в парламенте. Конституционное большинство (315 мест из 450) получила партия власти – "Единая Россия", возглавлявшаяся изначально ставленниками президента, а с 2008 г. – самим В.В. Путиным. Его предшественник на посту председателя "Единой России", председатель Госдумы с 2003 по 2011 гг. Б.В. Грызлов прославил себя фразой: "Парламент – не место для дискуссий". Партия была создана в 1999 г. (под названием "Единство"), и уже на парламентских выборах декабря 1999 г. набрала 23 % голосов, что существенно повлияло на расклад сил в парламенте и дало возможность президенту В.В. Путину проводить свою политику. В 2003 г., уже под именем "Единой России", партия власти получила в парламенте почти половину мест своими силами, а с учётом вступивших во фракцию "Единой России" одномандатников – две трети. Наконец, с 2007 г. президент получил возможность проводить свою политику силами одной только собственной партии.

"Тандем". Итог переходу "вертикали власти" в новое качество подвела история с передачей власти от В.В. Путина к Д.А. Медведеву и обратно. Поскольку конституция РФ запрещает занимать должность президента более двух сроков подряд, в 2008 г. В.В. Путин не стал выдвигаться на президентских выборах и поддержал кандидатуру первого зампреда правительства Д.А. Медведева. После его победы на выборах В.В. Путин занял пост премьер-министра, сохранив в своих руках действительное управление страной. Такое сочетание получило у журналистов название "тандем Путина и Медведева". По истечении первого президентского срока Д.А. Медведева в 2012 г. он вернул этот пост В.В. Путину, перейдя на должность главы правительства (к этому времени срок полномочий президента был увеличен до 6 лет, а Госдумы – до 5 лет). Эта история показала, что В.В. Путин вполне контролирует систему власти независимо от занимаемой должности.

 

Президент Д.А. Медведев и премьер-министр В.В. Путин

 

3. "Суверенная демократия": власть и общество

 

Явно поставленный лозунг укрепления вертикали власти породил упрёки президенту в ущемлении демократических свобод. В ответ команда президента выдвинула понятие "суверенной демократии" как описание наличной российской политической системы. Это понятие означало, что у России – свой стандарт демократии, и главное для России – отстоять национальные интересы на международной арене.

 

Из ежегодного послания президента (25 апреля 2005 г.):

"Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии. Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути".

Из статьи В. Третьякова "Суверенная демократия" от 28 апреля 2005 г. (опубликовано в "Российской газете" – официальном издании российского государства)

"Суверенная (и справедливая) демократия России – вот лингвистическая и сущностная формула политической философии Путина, прямо не выведенная в послании, но фактически всё его пронизывающая".

 

Воплощение "суверенной демократии" в России существенно изменило соотношение власти и общества. Одним из условий этой перемены был новый экономический пейзаж нулевых годов.

 

3.1. Нефть и реформы: экономика нулевых

 

Благосостояние для всех. Описанные политические события происходили на фоне быстрого повышения уровня жизни. Средняя зарплата за 1999–2008 гг. выросла в 10 раз, и мировой кризис 2008 г. не остановил этого роста. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума за 2000–2008 гг. сократилась с 29 % до 14 %. Доходы росли не только в рублёвом, но и в долларовом исчислении. Иностранные товары, прежде бывшие для большинства людей недосягаемой роскошью, стали доступными. К середине 2000-х гг. в российских городах появилась проблема, прежде за пределами столицы неизвестная: автомобильные пробки и нехватка парковочных мест во дворах многоэтажек. Обычным делом стали настольные персональные компьютеры, а к началу 2010-х – и ноутбуки. В середине 2000-х гг. за счёт удешевления ипотечных кредитов покупка жилья из привилегии "новых русских" превратилась в массовое явление. Внезапно размножившиеся туристические агентства стали рекламировать поездки на отдых за рубеж – в Турцию, Египет, Таиланд.

 

 

Корень успехов. Откуда взялось это изобилие? На начальном этапе экономического подъёма причиной его в какой-то степени стал сам кризис. Мгновенное повышение цен на иностранные товары резко снизило их конкурентоспособность и в некоторых случаях открыло путь для импортозамещения. Так, ноутбуки российского производителя Rover заняли заметное место на компьютерном рынке; в 2002 г. появился ещё один российский производитель компьютеров - iRU ("Айру"). Показатель промышленного роста в 1999 г. составил 8,1 %.

Но была и более существенная причина: рост цен на нефть, начавшийся как раз после российского дефолта. За 1998–2000 г. среднегодовая цена нефти выросла с 12 до 28 долларов за баррель, в 2005 г. перевалила за 50 долларов. Крайние значения достигали 8,5 долларов в 1998 г. и 140 – в 2008 г. Это сделало нефтегазовую отрасль небывало выгодной. Деньги, получаемые нефтегазовыми компаниями, "растекались" по всей стране.

 

 

 

 

Государство и нефть. Видя успех нефтяников, правительство решило принять участие в распределении сверхдоходов одной отрасли по всей экономике. В 2001 г. были установлены новые налоги с нефтедобывающих компаний, в 2003 г. – ликвидированы внутренние офшоры; это уже обеспечило прирост бюджетных доходов. Главным же орудием изъятия нефтяных сверхдоходов стал Стабилизационный фонд. Сюда начали поступать все деньги, выручаемые от продажи нефти по цене сверх "цены отсечения" (в 2004 г. – 20 долларов за баррель) – независимо от того, какую долю выручки это составляет. Стабфонд задумывался как "кубышка" государства для покрытия расходов в случае резкого удешевления нефти. Наполнялся он так быстро, что правительство использовало часть денег на досрочное погашение внешнего долга, прежде всего – долга бывшего СССР, тяжкое бремя которого уже было расписано на десятилетия вперёд. Уже в 2006 г. Россия оказалась "нетто-кредитором": выданные займы превышали взятые кредиты; "долговая удавка" зарубежных кредитов была снята.

 

Из статьи министра финансов А.Л. Кудрина (2006 г.)

"Общей предпосылкой создания Стабилизаци­он­ного фонда в России является высокая зависимость экономики и финансовой системы от внешнеэкономических факторов. По оценкам, в 2005 г. вклад добычи, переработки и транспор­ти­ровки нефти и газа в суммарный ВВП составил 26%, углеводороды обеспечили 59% общей величины экспорта. Как следствие, основные экономические показатели – темпы экономи­ческого роста, уровень инвестиций, инфляция, динамика валютного курса, финансовые результаты работы предприятий – в значительной степени зависят от внешне­экономической конъюнктуры".

 

"Великие стройки". Обретя свободные деньги, государство могло подумать о возобновлении экономического роста. Первым делом были завершены великие стройки, доставшиеся от советских времён. В 2003 г. был сдан в эксплуатацию Северомуйский тоннель – последнее звено Байкало-Амурской магистрали. С конца 1999 г. возобновилось строительство Бурейской ГЭС. Первая очередь электростанции была пущена в 2003 г., проектная мощность достигнута в 2009 г.

Но государство уже не претендовало держать под своим контролем всю промышленность. Не шла речь и о том, что Россия должна сама обеспечивать себя всем необходимым. Была сформулирован задача поддерживать наиболее перспективные "точки прорыва", в которых Россия может достигнуть результатов, конкурентоспособных в мировой экономике. На фоне распространения в мировой технике нанотехнологий в 2007 г. была создана государственная корпорация нанотехнологий (впоследствии – "Роснано"), занявшаяся поддержкой перспективных промышленных предприятий в своей отрасли. В 2010 г. началось создание "с нуля" инновационного центра "Сколково" – университетского городка, где были бы объединены высшее образование, наука и внедрение научных результатов, способное привлекать частных инвесторов (аналог американской "Силиконовой долины"). В 2013 г. была запущена "Программа 5–100", которая поставила задачей вхождение пяти российских вузов в число ста лучших вузов мира. При этом подразумевается включённость вузов в мировой рынок – привлечение иностранных преподавателей и иностранных студентов.

 

 

2016 г. Строится первая очередь Сколтеха

(Сколковский институт науки и технологий)

 

"Человеческий капитал". Боль­шие деньги в госбюджете позволили не только повысить зарплаты бюджетникам, но и поставить более широкую задачу развития "челове­ческого капитала" страны. В октябре 2005 г. был образован Совет по реализации приоритетных националь­ных проектов и демографической политике.

"Национальные проекты" – это общее указание на те отрасли, которые должны развиваться за счёт госу­дарственной поддержки: "Современ­ное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Эффективное сельское хозяйство". Практические меры этой поддержки меняются со временем. 

 

 

Официальные эмблемы национальных проектов

 

Из выступления президента РФ 5 сентября 2005 г.

"Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. <…> Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Я уже говорил на одной из встреч: у нас не должно быть бюджетопроедания. Но это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России".

 

В рамках воплощения национальных проектов был запущен массовый ипотечный рынок (за счёт установления льготных условий государственным Агентством ипотечного жилищного кредитования), установлен материнский капитал (борьба за повышение рождаемости), оснащены современным оборудованием школы и больницы.

Всё дальше в рынок. Вместе с тем правительство продолжало и структурные реформы – нацеленные на то, чтобы Россия больше соответствовала представлениям о рыночной экономике. Важную роль в ликвидации разрухи 1990-х гг. сыграли реформы, проводимые правительством М.М. Касьянова – опытного финансиста, с 1993 г. работавшего в руководстве Минфина.

В считанные годы был изжит бартер, составлявший, казалось, неотъемлемую часть жизни. В 1997–1999 гг. около 80–90 % от общего объема промышленной продукции обменивалось через бартер. Однако запрет взаимозачётов правительством, в сочетании с появлением обильных "нефтяных" денег, привёл к тому, что все расчёты стали денежными. В 2000 г. началась налоговая реформа: установление "плоской" шкалы в подоходном налоге (13 % независимо от высоты дохода) и снижение налогов с предпринимателей проводились под лозунгом "Пора выйти из тени!".

Идеология реформ на новом этапе определялась Центром стратегических разработок под руководством Г.О. Грефа. Его программа опиралась на лозунг: "Человек, его права и интересы – насколько возможно, государство, гарант этих прав – насколько необходимо". Одно из следствий такого подхода – то, что граждане "сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению профессионального образования, а также значительную часть расходов на медицинское обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование". К концу 1990-х гг. пенсионная система, здравоохранение, образование, наука оставались "островками государственной экономики". Теперь был принят ряд мер к тому, чтобы погрузить их в океан рынка.

 

 

Частная поликлиника. Рыночная конкуренция в медицине

 

В результате пенсионной реформы (2001 г.) размер пенсии стал определяться не стажем (как раньше), а фактическим заработком (с которого уплачены отчисления в пенсионный фонд). С помощью родовых сертификатов (2006 г.) было внесено начало конкуренции в работу родильных домов. Введение единого государственного экзамена (2009 г.) имело задачей повысить качество подготовки школьников. При этом сокращалось количество доступных в школах и в больницах бесплатных услуг, самих школ и больниц стало меньше (прежде всего – за счёт малых сёл). Бурный протест учёных вызвала реформа Академии наук: в 2013 г. Академию подчинили Федеральному агентству научных организаций с намерением сократить численность академических институтов.

 

3.2. Общество и государство

Материальное благополучие "нулевых" в сравнении с "девяностыми" стало важным условием ослабления политической борьбы. Но для закрепления власти в руках новых правителей потребовался ряд целенаправленных мер по изменению системы общественно-политических отношений.

Подчинение "четвёртой власти". Ключевая особенность 90-х годов – система независимых средств массовой информации, позволяющих себе критиковать всех, не исключая и президента. Даже первый канал государственного телевидения оказался зависим от олигарха Б.А. Березовского, имевшего пакет в 49 % акций. Наряду с этим существовали частные компании, созданные с нуля. Наибольшей влиятельностью пользовалась медиа-группа "Медиа-МОСТ" В.А. Гусинского, включавшая телекомпанию НТВ, ряд газет и радиостанций.

Роль средств массовой информации вполне проявилась и во время предвыборной гонки 1996 г., когда ОРТ и НТВ поддержали Б.Н. Ельцина, и в 1997 г., когда они развернули кампанию против вице-премьера А.Б. Чубайса, и в 1999 г., когда ОРТ остро критиковало сначала премьер-министра Примакова, а затем – Путина. Одним из первых действий В.В. Путина во главе страны стало установление контроля над этими СМИ. В 1999–2000 гг. против обоих олигархов были заведены уголовные дела по обвинению в крупном мошенничестве, они скрылись за границей, продали свои телекомпании. Среди журналистов этих компаний была проведена чистка.

 

 

Митинг 31 марта 2001 г. в защиту НТВ

 

Публицисты, выдавленные из ведущих телеканалов и газет, стали группироваться в Интернете, и эта отрасль СМИ со временем тоже привлекла внимание государства. В марте 2014 г. собственник самого посещаемого новостного портала "Лента.ру" сменил главного редактора своего издания. Основание – публикация интервью с украинским противником российской внешней политики. В знак протеста ушла в отставку основная часть команды журналистов. Созданное ими новое Интернет-издание "Медуза" было зарегистрировано в Латвии. Ещё до этого начал действовать закон, обязывающий Интернет-провайдеров блокировать Интернет-издания, внесённые в перечень экстремистских; в нём оказались и оппозиционные СМИ.

Покорение олигархов. "Кто платит деньги, тот и заказывает музыку" – один из основных лозунгов 1990-х годов. Положение коренным образом изменилось в "нулевые". В октябре 2003 г. был арестован М.Б. Ходорковский – глава нефтяной компании "ЮКОС", один из самых влиятельных российских олигархов. Вместе с ним были арестован ряд совладельцев и высокопоставленных сотрудников фирмы, другие скрылись за границей. На основе того, что "ЮКОС" в начале "нулевых" использовал разрешённые тогда, но запрещённые позже схемы ухода от налогов, М.Б. Ходорковский был приговорён к 9 годам тюремного заключения. Пока он находился в колонии, было заведено новое дело по обвинению в хищении нефти и акций нефтяных компаний. В 2011 г. по итогам второго судебного процесса срок заключения был увеличен до 13 лет (на исходе 2013 г. Ходорковскому удалось получить помилование и выбраться за границу). Между тем "ЮКОС" был обанкрочен, его активы переведены в собственность принадлежащей государству "Роснефти".

 

 

Курс акций ЮКОСа до и после ареста М.Б. Ходорковского

 

История "ЮКОСа" произвела впечатление на российских олигархов: было ясно, что обвинение, предъявленное М.Б. Ходорковскому, может быть предъявлено любому из них. В ближайшее время они постарались так или иначе засвидетельствовать свою лояльность власти. Резонанс получила покупка В.Ф. Вексельбергом коллекции пасхальных яиц Фаберже по цене более 100 млн долларов "с целью вернуть их на родину – в Россию".

Подчинение судебной системы. "Дело ЮКОСа" стало показателем того, в каком состоянии находится судебная система. С первого суда над Ходорковским, проходившего в Басманном районном суде, вошло в жизнь словосочетание "Басманное правосудие", означающее готовность судебной системы по политически значимым делам принимать те решения, которые выгодны исполнительной власти. По итогам второго процесса над Ходорковским помощник председателя суда Н.П. Васильева выступила с разоблачением: приговор был не составлен судьёй самостоятельно, но привезён из вышестоящей организации. Разоблачительный ролик был размещён в Интернете и просмотрен миллионами пользователей; официальные власти отвергли обвинения Н.П. Васильевой.

Необходимые приговоры получались не только в тех случаях, когда судья единолично принимал решение, но и в тех случаях, когда действовал восстановленный в 1993 г. суд присяжных заседателей. Так в 2004 г. был обсуждён на 14 лет заключения физик В.В. Данилов, обвинявшийся в про­даже государственных секретов. Присяж­ные оправдали его, после чего приговор был отменён. Новый состав присяжных, со­став­ленный с нарушением закона, вынес обвинительный приговор. Протесты знаме­нитых российских учёных результата не дали. По итогам подобных судебных процессов правозащитники вновь стали говорить о наличии в России политзаключённых; в 2015 г. возобновилось издание "Хроники текущих событий".

 

В.В. Данилов в 2003 г.

 

Из протокола семинара в Международном инженерном институте 24.11.2004 г.  

"[Академик, нобелевский лауреат] В.Л. Гинзбург обратил внимание на развивающуюся в последние годы шпиономанию. Объектами преследования по надуманным причинам все чаще становятся ученые. В связи с этой тенденцией был создан даже Общественный комитет защиты ученых. Вызывает удивление то обстоятельство, что ФСБ не интересует точка зрения ученых. По целому ряду подобных дел мы выражали свое отрицательное отношение. Предлагали встретиться и обсудить возникающие сомнения.

Вот первая встреча настоящих специалистов с представителями ФСБ совершенно отчетливо показывает, что у представителей ФСБ нет в руках доказательств вины Данилова. Нет доказательств и вины Сутягина."

 

Борьба против иностранных шпионов. Помимо арестов ряда учёных, имевших международные контракты, силовые органы явно проявили недовольство действиями собственно иностранных организаций. Первым объектом их внимания стал фонд "Открытое общество" (Фонд Дж. Сороса), во второй половине 1990-х гг. активно выдававший гранты российским учёным. В 2000 г., после обысков и изъятия документации в головном представительстве фонда, Дж. Сорос объявил о прекращении программы исследовательских грантов и сохранил лишь гранты для общественных организаций. В 2006 г. были приняты поправки в закон об общественных организациях, в результате которых прекратили работу в России международные организации, отслеживающие соблюдение прав человека – Human Rights Watch и Amnesty International. В июле 2012 г. был принят закон об иностранных агентах, вследствие чего закрыт фонд Д.Б. Зимина "Династия" – крупнейший частный российский фонд, финансировавший науку, образование, издание научно-популярной литературы. (Включение его в перечень иностранных агентов объяснялось тем, что капитал фонда был вложен в зарубежные фирмы).

 

 

Д.Б. Зимин вручает премию "Просветитель" С.П. Капице

 

Дмитрий Борисович Зимин:

"В разработке инноваций мы сейчас не можем конкурировать с Западом, в массовом производстве – с Китаем, поэтому мне кажется, что точкой прорыва для нашей страны может стать наука, и в первую очередь фунда­ментальная, которая требует культи­вации интеллекта, а не ресурсов, и позволяет вырваться вперед в иннова­ционных технологиях. Именно поэтому «Династия» вкладывает средства преж­де всего в науку и образование».

 

Кризис доверия к выборам. В декабре 2011 г. состоялись очередные выборы в Госдуму. Центризбирком объявил, что официальная оппозиция существенно увеличила своё представительство в парламенте (КПРФ – с 57 до 92 мест, ЛДПР – с 40 до 56), при этом "Единая Россия" всё-таки обеспечила за собой большинство (238 мест), а в сумме со своим союзником "Справедливой Россией" располагала конституционным большинством (302 места).

Данные ЦИКа вызвали шквал возражений. Независимые наблюдатели указывали на случаи вброса бюллетеней в пользу правящей партии и использование "карусели" (многократное голосование одних и тех же избирателей на разных участках). И.В. Колпакова, председатель одной из участковых избирательных комиссий, рассказала о том, как в районной администрации от неё уже по завершении подсчёта голосов требовали исправить протокол, отняв голоса у оппозиции и добавив их партии власти. Ряд математиков и социологов вступил со статистическим анализом официальных данных, обращая внимание на некоторые особенности, объяснимые только массовым искажением результатов в пользу "Единой России". Выражение "распределение Гаусса" в те дни из достояния узких специалистов-математиков превратилось в лозунг оппозиции.

 

 

Диаграммы С.А. Шпилькина:

Распределение голосов за партии в зависимости от явки: на участках с автоматическими сканерами бюллетеней (вверху) и без них (внизу). Там, где не было независимой автоматики, участки с повышенной явкой ("хвост" справа от гауссова "колокола") дали партии власти существенно повышенный прирост голосов.

 

"Белоленточное движение". Уже на следующий день после выборов началось протестное движение под лозунгом "За честные выборы". В нём участвовали самые разные политические силы, не прошедшие в парламент – от националистов до правых. Митинги на Болотной площади (10 декабря) и проспекте Сахарова (24 декабря) собрали порядка 100 тыс. человек.

Выступления продолжились и весной, но очередной крупный митинг – "Народный марш" 6 мая 2012 г. – был разогнан полицией с массовыми избиениями и арестами, несколько сотен участников были арестованы, несколько десятков впоследствии осуждены на тюремное заключение. После этого протесты продолжились в форме гуляния с белыми ленточками на груди, но и эти гуляния были разогнаны.

Протестная кампания 2011–2012 гг. убедила правительство, что требуется использование новых технологий для удержания власти. В скором времени были восстановлены выборы по одномандатным округам, минимум для прохождения партии в Госдуму возвращён с 7 % до 5 %, региональным парламентам дано право по своему усмотрению восстанавливать всенародные выборы губернаторов, восстановлена запрещённая в 2007 г. Республиканская партия России, со временем переименованная в "ПАРНАС" (Б.Е. Немцов, М.М. Касьянов). С другой стороны, началось активное более использование судебных репрессий против "несистемной оппозиции", в том числе А.А. Навального – создателя "Фонда по борьбе с коррупцией".

Это дало свой результат. Но самую существенную роль в обеспечении уверенной победы "Единой России" на думских выборах 2016 г. сыграли действия президента на международной арене.

 

3.3. Внешняя политика: Россия против всех

Россия и Запад. "Разворот над Атлантикой" был заявкой на равноправие России в международных отношениях, но не означал новой "холодной войны". Ярким примером тому стали действия России после громких терактов в США 11 сентября 2001 г. Президент В.В. Путин немедленно выразил соболезнования американцам и заявил о поддержке в борьбе с общей угрозой – мировым терроризмом. В ноябре российский и американский президенты в совместной декларации заявили, что Россия и США преодолели наследие "холодной войны" и больше не рассматривают друг друга как противников.

Это не помешало руководству США в конце 2001 года заявить о давно готовившемся выходе из договора о ПРО. Американцы объяснили, что собираются защищаться от ядерного оружия, которое может появиться у третьих стран (помимо США и России). В ответ Россия отказалась от договора СНВ-2, подписанного президентами двух стран в 1993 г., но так и не ратифицированного Госдумой. Этот договор предусматривал отказ от использования ракет с разделяющимися головными частями. Взамен по истечении срока действия СНВ-1, в 2010 г., был подписан преемственный с ним договор СНВ-3, предусмотревший новое сокращение ядерных боезарядов.

Новый курс российской внешней политики был окончательно оформлен выступлением В.В. Путина на международной конференции в Мюнхене в феврале 2007 г. Российский президент довольно резко (по дипломатическим меркам) выразил недовольство произвольным вмешательством Запада в дела других стран, развёртыванием системы ПРО, продвижением НАТО на восток (созданием военных баз НАТО в бывших странах Соцлагеря), требованиями к России насчёт соблюдения западных демократических стандартов. Если Е.М. Примаков в 1999 г. продемонстрировал недовольство России отдельным решением США, то В.В. Путин в 2007 г. подверг критике всю систему международных отношений после распада СССР.

 

 

Из "Мюнхенской речи" В.В. Путина:

"Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере – и навязывается другим государствам. Ну кому это понравится? Кому это понравится?"

"…Я или не понял то, что было сказано совсем недавно нашим коллегой, министром обороны Италии, либо он выразился неточно. Я, во всяком случае, услышал, что легитимным применение силы может считаться только в том случае, если решение принято в НАТО или в Евросоюзе, или в ООН. Если он действительно так считает, то у нас с ним разные точки зрения. Или я ослышался. Легитимным можно считать применение силы, только если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом".

"Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности». Где эти гарантии?"

"Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику".

 

"Цветные революции". Практические меры борьбы за российские интересы коснулись прежде всего отношений с бывшими советскими республиками. Большинство их (за исключением Прибалтики) после распада СССР так или иначе продолжило сотрудничать с Россией в рамках Содружества независимых государств (СНГ). Начиная с 2003 г., в ряде государств СНГ произошла смена власти под лозунгами соблюдения демократических принципов. В ноябре 2003 г. грузинская оппозиция, обвинив действующего президента в фальсификации парламентских выборов, захватила власть в Грузии. Эти события были названы "Революцией роз". Год спустя последовала "Оранжевая революция" на Украине, в 2005 г. – "Тюльпановая революция" (Киргизия), в 2006 г. – неудачная "Васильковая революция" в Белоруссии. "Цветные революции" воспринимались в России как пример (желательный для одних и неприемлемый для других); к тому же в случае с Украиной смена власти означала уход пророссийской партии и приход прозападной.

 

 

"Оранжевая революция". Киев, 2004 г.

 

"Пятидневная война". Борясь за влияние на Украину, Россия действовала экономическими методами. В Закавказье дело дошло до использования вооружённых сил. Ещё с начала 1990-х гг. Россия выступала посредником-миротворцем в конфликтах между Грузией и двумя районами, боровшимися за независимость от Грузии – Южной Осетией и Абхазией. Российские войска, размещённые в этих республиках, гарантировали отказ Грузии от использования военной силы по отношению к этим народам. Однако М.Н. Саакашвили, ставший президентом в результате "Революции роз", взял курс на восстановление грузинского контроля до самой границы с Россией. 8 августа 2008 г., после того как грузинские войска перешли границу Южной Осетии, российский президент объявил о начале "операции по принуждению к миру". В ходе "пятидневной войны" российские части нанесли поражение грузинской армии, вынудив руководство Грузии договариваться с осетинами и абхазцами. В конце августа Россия официально признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. Парламентская ассамблея Совета Европы, напротив, выступила за территориальную целостность Грузии. Россия, со своей стороны, опиралась на прецедент Косово, самовольное отделение которого от Сербии в феврале 2008 г. было признано Западом (вопреки позиции России).

 

 

"#Крымнаш". Между тем, в 2010 г. на очередных выборах президента Украины победу одержал сторонник сближения с Россией В.Ф. Янукович. Отказываясь от политики своего предшественника, он в ноябре 2013 г. приостановил процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это вызывало резкий протест оппозиции, которая устроила бессрочную массовую акцию протеста в столице – "Евромайдан". Митинги переросли в боевые столкновения. В феврале 2014 г., после сражений со спецназом, участники Евромайдана свергли В.Ф. Януковича, к власти пришла оппозиция. Было ясно, что следует ожидать антироссийских мер в вопросах об экспорте российского газа через Украину и об использовании Севастополя в качестве базы Черноморского флота ВМФ России.

При этом в Крыму, имевшем статус автономной республики в составе Украины, началось движение за присоединение к России. Русские составляли здесь две трети населения; от сторонников "Евромайдана" они ждали притеснений по национальному признаку. На исходе февраля российские власти провели "спецоперацию", неожиданно перебросив в Крым дополнительные силы военных. На улицах крымских городов появились "вежливые люди" в военной форме и с оружием, но без знаков различия (поначалу российские власти не признавали их своими военнослужащими). Они блокировали находившиеся в Крыму украинские войска на их базах. Украинская власть в Крыму была свергнута. Новая власть после краткой подготовки провела в Крыму референдум по вопросу о переходе в состав России. На референдуме 16 марта 2014 г. 97 % участников голосования (при явке в 83 %) высказались за то, чтобы быть в составе России. 18 марта 2014 г. президент В.В. Путин подписал договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию.

 

"Спасибо, что я больше не кiт" – популярная тема для шуток в Рунете 2014 г.

 

Из выступления В.В. Путина 18 марта 2014 г.

"Сегодня, спустя уже много лет, я слышал, как крымчане, совсем недавно, говорят, что тогда, в 1991 году, их передали из рук в руки просто как мешок картошки. Трудно с этим не согласиться. Российское государство, что же оно? Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду. Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью. Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему, говорили, что Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город.

<...> Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно. Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским, и крымско-татарским.

Повторю, он будет, как и было веками, родным домом для представителей всех живущих там народов. Но он никогда не будет бандеровским!"

 

Более того, Россия поддержала "отрядами добровольцев" (российских военнослужащих без тяжёлого вооружения) Донецкую и Луганскую республики – промышленно развитые области Украины, по примеру Крыма провозгласившие независимость. Киевские власти не смирились с их потерей и ввели в действие армию. Начались боевые действия, не давшие быстрого успеха ни одной из сторон.

Отъём Крыма Россией пришёл в резкое противоречие с международным правом. Международное сообщество отреагировало осторожно, но определённо. Страны Запада начали вводить антироссийские экономические санкции. Так Россия втянулась в открытое противостояние против блока ведущих мировых держав на фоне непримиримого территориального конфликта с соседней державой. Начался новый этап российской истории.

 

***

За два десятилетия после создания нового российского государства страна сильно изменилась. Россия середины 1990-х и Россия начала 2010-х различаются настолько сильно, что напрашивается противопоставление этих двух обликов. В то же время, можно увидеть и преемственность событий от самого октября 1993 г. и до марта 2014 г. Произошёл ли в середине этого периода качественный разрыв, или речь идёт о последовательном движении в одном направлении?

Общественно-политическое устройство, сложившееся в России по итогам этого периода, заставляет вспомнить советскую систему. Произошёл ли, действительно, возврат к доперестроечным временам, или есть некий необратимый "сухой остаток"?

В начале 1990-х казалось, что Россия, покончив с коммунистическим экспериментом, вернулась на общий для человечества путь, вернулась к западному стандарту. "Нулевые" годы принесли ряд событий и заявлений, опровергающих это представление и подчёркивающих особость российского пути. В чём же объективный смысл произошедшего, от чего к чему произошёл переход на протяжении 1990-х и 2000-х годов?

Таковы некоторые вопросы, важные для осмысления эпохи постсоветского двадцатилетия.