ЕГЭ. История. Методы выживания
Алексей Кириллов

  часть 1
  часть 2
  часть 3
  часть 4
  часть 5

   на заглавную

   Мой ответ:
   Деятели: 1) Крамской, 2) Ярошенко, 3) Репин.
   Не два, а три - с запасом. Первые два сыграли выдающуюся роль в организации ТПХВ (притом будучи ещё и крупными живописцами), последний - просто знаменитый мастер, картины которого входят в число символов передвижнической идеологии. Вообще-то передвижники исчислялись по меньшей мере десятками, можно было назвать и других. Но точно, что этих нельзя не считать ответом безусловно правильным. Это не просто передвижники, это - титаны передвижничества.
   Положения.
   Передвижники известны стремлением быть ближе к народу - и по сюжетам (жизнь народа, российская история), и по организации выставок (передвижные выставки, вывозимые далеко за пределы столиц). Непосредственные формулировки для записи ответа могли бы быть такими:
   1) работы на мифологические сюжеты русские художники должны заменить обращением к русской истории;
   2) художник должен высказывать своё отношение к злободневным общественным темам;
   3) доступ к искусству должно иметь не только столичное общество, но и провинция.
   
   Сравним это с "патентованным" ответом из "ключа", от которого не имеют права отступить проверяющие:

   Характерные черты:
   1) бунт выпускников Академии художеств;
   2) создание ТПХВ;
   3) разрыв группы художников с академическими традициями;
   4) убеждение, что живопись должна служить делу улучшения жизни людей (улучшению социальных отношений);
   5) реалистическое изображение действительности (бедствий народа);
   6) развитие пейзажной живописи;
   7) создание психологических портретов;
   8) развитие исторической живописи;
   9) устройство передвижных художественных выставок.
   Фамилии передвижников:
   Крамской, Перов, Ге, Мясоедов, Шишкин, Саврасов, Левитан, Репин

   
   Теперь - самое интересное: сопоставление ответов.
   1. В правильные ответы не попал один из вождей передвижников Николай Ярошенко. Причина ясна: имя не на слуху. Значит, в ответе не надо "умничать". Изложим эту мысль в качестве нашего первого правила.
   "Правило ширпотреба": в первую очередь используй общеизвестные факты.
   
   2. В число верных ответов не попали также и другие известные передвижники (чтобы назвать лишь нескольких - Василий Суриков, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Константин Маковский). Значит, выбор патентованного ответа был в значительной степени случайным. Запросто можно представить, что и Крамской с Репиным в него не попали бы. Все три наших ответа оказались бы "неверными". Значит, при наличии выбора надо называть возможно больше.
   "Правило побеждающей массы": давай больше ответов, чем требуется в задании.
   Каверзное уточнение: стоит ли писать те ответы, в правильности которых не уверен?
   Друга, который занимается проверкой заданий по ЕГЭ, я специально допытывал: как бы ты поступил, если бы, например, в перечне реформаторов увидел Дмитрия Толстого (вопиющая ошибка! Человек жизнь положил на борьбу с реформами и реформаторами при двух царях)? Понятно, что этот ответ не зачитывается в правильные, но будут ли за его наличие наряду с правильными сниматься баллы? Друг долго сомневался, но так и не решился сказать, что снял бы балл даже при такой грубой ошибке. Значит: если правильных ответов не хватает, то и "сомнительно правильные" надо использовать обязательно.
   
   3. В "перечне черт" приведены не только черты, но и события ("бунт четырнадцати", создание ТПХВ). При внимательном отношении к формулировке вопроса, при точном ответе на поставленный вопрос таких "правильных ответов" быть не могло.
   4. Среди "характерных черт передвижников" названы психологический портрет, пейзажи, развитие исторической (не обязательно на российские темы) живописи. То есть, те черты, которые присущи отнюдь не только передвижникам. С таким же успехом можно было называть характерными чертами передвижников использование мольбертов и масляных красок.
   Из третьего и четвёртого наблюдений выводим следующее правило.
   "Правило притянутых ушей": используй не только те ответы, которые строго соответствуют вопросу.
   
   5. Приведены не только определённые ответы, но и расплывчатые бессодержательные утверждения вроде "разрыва с академическими традициями". Написать такие слова может даже человек, который "слышал звон, да не знает, где он". В самом деле: легко представить ученика, который смутно помнит, что передвижники бунтовали на экзамене в Академии художеств, но из-за чего ломали копья - не представляет. На устном экзамене это явный провал. Если сказать про "разрыв с традициями", то экзаменатор попросит уточнения, в чём этот разрыв состоял - и обнаружит незнание. Но на ЕГЭ никто уточнений не попросит. На основе самых смутных воспоминаний можно писать самые громкие фразы. Вдруг да угадаем.
   "Правило воды": не бойся использовать расплывчатые бессодержательные формулировки.
   
   6. Налицо дублирование ответов: создание ТПХВ (№ 2) и устройство передвижных выставок (№ 9) - это, по существу, одно и то же разными словами.
   "Правило ста одёжек": не бойся одну мысль в разных формулировках подавать как разные ответы.
   Строго говоря, последняя претензия не совсем точна. Всё-таки создание общества для устройства выставок и устройство этих самых выставок - это две хотя и неразрывно связанные, но разные стадии одного процесса. Строго говоря, общество могло бы ведь, создавшись для проведения выставок, тем не менее, выставок не проводить. Мало ли, как оно в жизни бывает. Но всё же нормальный человек опишет это одним пунктом: проведение передвижных выставок. И потеряет один из "правильных ответов". Так что по сути "правило ста одёжек" - верное. Но может быть, точнее будет назвать его "правилом нарезанного хвоста". В противоположность хвосту собачьему, хвост части С надо резать малыми кусочками. Каждый из них представляя к учёту в качестве отдельного ответа.
   
   Вопрос на толкование цитаты и ещё одно правило
   Составители ЕГЭ заботятся о разнообразии, за что им спасибо. Это делает экзамен более изящным и расширяет кругозор отвечающего. Кроме вопросов на знание, в каждом варианте части С есть и вопрос на толкование цитаты.

   "Из воспоминаний Н.А. Чарушина (XIX в.):
   "Сторонники первого [теоретика] хотели возвратить "неоплатный долг" крестьянам.., готовить [народ] к освобождению. Вторые - выступали против длительной пропаганды, призывая народ к действию, к бунтам, поскольку действие лучше всего революционизирует народные массы. Третьи говорили, что народ вообще нечему учить, стоит только "зажечь спичку" - и вспыхнет всенародный пожар. Наконец, четвёртые никакими конкретными целями не задавались, желая лишь ознакомиться с бытом и настроением крестьян".
   Каковы были, по мнению автора этого отрывка, цели участников названного движения? Укажите не менее трёх положений".


   Попробуйте решить этот вопрос самостоятельно и переходите на следующую страницу.

(дальше)

Rambler's Top100