ЕГЭ. История. Методы выживания
Алексей Кириллов

  часть 1
  часть 2
  часть 3
  часть 4
  часть 5

   на заглавную

   Мой ответ:
   - подготовить народ к освобождению (дословная цитата);
   - ознакомиться с бытом и настроением крестьян (дословная цитата);
   - устроить революцию ("революционизирование масс", "всенародный пожар").
   Вопрос выглядит довольно простым: два из трёх ответов можно дать за счёт обычного повтора слов из цитаты. Но неужели действительно авторы вопроса готовы удовольствоваться таким примитивом?
   Смотрим патентованный ответ:


   1) возвратить "долг народу" (крестьянам)
   2) вести пропаганду среди крестьян (готовить крестьян к освобождению)
   3) организовывать массовые крестьянские выступления
   4) ознакомиться с бытом и настроением крестьян


   Сопоставим.

   1. Итак, обе наших дословных цитаты в правильные ответы вошли (№ 2 и № 4). Более того, среди правильных ответов оказалась ещё одна цитата, причём предельно расплывчатая (№ 1). Значит, не надо этого бояться: не надо думать, что составители ЕГЭ считают простое переписывание слов из текста в ответ слишком простым.
   "Правило копирки": не бойся в ответе цитировать вопрос.
   Это правило - специальное: оно применимо главным образом к вопросам на истолкование цитат. Но если есть возможность применить его в вопросе другого типа, то это надо делать.

   Не стоит относиться к вопросам на толкование цитаты с пренебрежением. Они полезны если не для проверки, так для учёбы. Часто бывает, что человек глядит в книгу - и видит не то, что там написано, а что-то своё. И потом выдаёт своё восприятие за слова автора книги. Средство против этого только одно - тренировка.


   2. Попутно отметим, что основная формулировка патентованного ответа № 2 плохо вяжется с вопросом. Ведение пропаганды - явно не цель, а средство (средство подготовки к революции, средство освобождения крестьян). На эту тему мы уже выводили правило - "правило притянутых ушей".
   
   Вопрос на точку зрения и последнее правило


   Ниже приведены суждения о значении террористических актов 1860-х - начала 1880-х гг.:
   1. Террористические акты 1860-х - начала 1880-х гг. вынуждали правительственные круги идти на уступки, проводить некоторые преобразования; активизировали общественное мнение.
   2. Террористические акты 1860-х - начала 1880-х гг. были одной из причин отказа правительственных кругов от проведения преобразований, негативно влияли на общественное движение.
   Укажите, какое из названных суждений представляется вам более предпочтительным.
   Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.


   Прежде чем заглядывать в правильный ответ, пробуем решить самостоятельно.

(дальше)

Rambler's Top100