Глава 1.
Рубль в XIX веке: мечта о "свободном размене"

   Читая текст, составьте ответ на вопросы:

   Из-за чего и когда впервые началось обсуждение денежной реформы, связанной с курсом ассигнаций?
   План М.М. Сперанского: в чём он оказался успешен, в чём - неудачен?
   Каков "сухой остаток" реформ Д.А. Гурьева?
   Почему возник "простонародный лаж"?
   Зачем потребовалась реформа Е.Ф. Канкрина?
   Почему реформа 1843 года проводилась с опорой на кредитные билеты, а не билеты депозитной кассы?
   В чём коренное отличие реформы Е.Ф. Канкрина от предыдущих реформ?
   Можно ли было провести эти же меры раньше, например - при М.М. Сперанском?
   Из-за чего система Е.Ф. Канкрина перестала действовать?
   На что рассчитывал М.Х. Рейтерн, пытаясь провести реформу в 1863 году, и почему этого не получилось?
   Какие модели реформирования денежной системы использовались в XIX веке российскими министрами до М.Х. Рейтерна включительно?
   Вопрос для обсуждения:

   Ошибки и достижения министров финансов в борьбе за курс рубля - общее и особенное.

Монета 20 копеек. 1811 год

   Главное событие в истории русского рубля на этапе капитализма - это золотовалютная реформа С.Ю. Витте. Она проведена в 90-е годы XIX века. Но чтобы понять её место в истории российского рубля, мы начнём эту тему с более раннего времени. Потому что виттевская реформа не только вырастает из Крымской войны. Она ещё и, по сути, повторяет реформу, проведённую в 1840-е годы - реформу Е.Ф. Канкрина, которая вырастает из Наполеоновских войн и наследия "матушки-Екатерины". Это наследие - бумажные деньги, или ассигнации.
   
   Первые ассигнации и первый кризис.

   В литературе иногда в качестве первых бумажных денег упоминают медную монету, ставшую причиной Медного бунта 1662 года. Это остроумная точка зрения, которая верно ухватывает существо дела, но поскольку за неудачным опытом 1662 года последовал длительный перерыв, мы не будем на этой истории останавливаться, и перейдём сразу к той точке отсчёта, которая стала для российских ассигнаций классической.
   Первым до выпуска банкнот дошёл Пётр III: 25 мая 1762 года вышел указ о создании банка с правом выпуска "банкоцеттелей", "чтобы сии билеты в самом деле за наличную монету ходили". Екатерина II было отменила этот указ, однако потом обнаружилось, что различных денег в стране ходит 12 видов (по весу), в казне дефицит, ряд доходов отдан в откупа. Справляться с дефицитом удавалось только при помощи таких мер, как продажа государственных земель, порча монеты, повышение налогов, внешние займы. Поэтому 29 декабря 1768 года последовал Манифест и указ Сенату об учреждении Ассигнационного банка с правом выпуска ассигнаций. К концу царствования Екатерины их выпустили на 158 млн. Сын и внук императрицы продолжили эту политику.
   К воцарению Александра I действительный курс бумажного рубля опустился до 72 металлических копеек. В 1805-1810 годах из-за новых войн ассигнаций пришлось напечатать ещё; курс бумажных денег упал в 1809 году до 43 копеек. В конце 1810 года он составлял лишь 19 копеек.
   Поэтому на исходе 1809 года по указанию императора Александра был составлен план финансовой реформы ("план финансов"). Этим делом занимался М.М. Сперанский.
   
Михаил Михайлович Сперанский

   Михаил Михайлович Сперанский. 1772-1839. Сын бедного сельского священника Владимирской губернии. Службу начал при Павле начальником канцелярии генерал-прокурора Куракина. С 1803 года - директор одного из департаментов МВД. Тремя годами позже, замещая больного министра внутренних дел В.П. Кочубея, держал доклад перед царём, на которого произвёл сильное впечатление, и Александр I сделал его своим секретарём. С 1807 по 1812 год Сперанский составлял или редактировал тексты всех важнейших законов. Годы 1810-1811 - время его высшего могущества: он входит в состав разнообразных комиссий и комитетов по разработке законов. С декабря 1808 года, по поручению императора, составлял план государственного преобразования России. Сторонник разделения властей и иных либеральных реформ, он затронул интересы знати, которая ответила интригами. Итог - в марте 1812 года - опала и ссылка в Пермь. В 1816 году Сперанский получит губернаторскую должность, затем отметится разгромной ревизией сибирского управления, при новом императоре будет работать в секретных комитетах, но всё это далеко от былого влияния.
   Но это позже. А пока - Александр I полон реформаторских надежд, он окружён молодыми друзьями, он ещё не отказался от мысли о конституции, и Сперанский составляет ему план одной из многих грядущих реформ.

   
   Проект Сперанского.

   Уже 2 февраля 1810 года на основе этого плана утверждён Манифест. Исходное положение Сперанского: "всякий план, указывающий способы лёгкие и не предполагающий никакого ограничения в расходах, есть явный обман, влекущий государство на гибель". В 30-е годы XX века это положение будет опровергнуто американским президентом Ф. Рузвельтом, воплотившим идеи экономиста Д. Кейнса. Но в эпоху наполеоновских войн мировой опыт экономической политики был ещё скуден.
   Исходя из провозглашённого принципа, Манифест:
   - объявил режим строгой государственной экономии (Сперанский: "Вместо того, что прежде каждый министр мог почерпать свободно из так называемых экстраординарных сумм, в новом порядке надлежало всё вносить в годовую смету, потом каждый почти рубль подвергать учёту в двух инстанциях совета, часто терпеть отказы и всегда почти уменьшение, и в конце всего, ожидать ещё ревизии контролёра");
   - провозгласил прекращение выпуска ассигнаций и объявил все ассигнации в обращении государственным долгом, обеспеченным всеми богатствами Российской империи. Одновременно были повышены налоги.
   Второе направление реформы - постепенное погашение (уничтожение) ассигнаций с целью повышения курса оставшихся, для чего в мае 1810 года создали Комиссию погашения государственных долгов. Уничтожить ассигнаций собирались почти на 300 млн, для чего продать на 200 млн государственных имуществ и выпустить внутренний заём на 100 млн; всё это - в течение 5 лет. На деле к октябрю 1811 г. имуществ было продано лишь на 1,83 млн, большинство билетов займа покупалось за счёт вкладов в государственные банки, так что капитал погашения собрать не удалось.
   Третье направление - унификация монетной системы: Манифестом 20 июня 1810 года она привязывалась к серебряному рублю определённого веса, исходя из этого чеканились серебряные и медные разменные монеты. Все сделки предписывалось оформлять на российскую монету, вдобавок с 1812 года запретили ввоз и хождение иностранной монеты. В перспективе же, когда курс выправится, Сперанский предполагал ввести взамен ассигнаций "верные банковые бумаги", основанные на серебре.
   Наконец, в декабре 1810 года вводится новый таможенный тариф. Это тариф протекционистский - поощряя вывоз, он ограничивал ввоз. Такая политика имела задачей предотвратить отток из страны металлических денег, уходящих в качестве платы за импорт.
   Принятые при участии Сперанского меры не привели к решительным переменам, но способствовали прекращению падения. Дефицит бюджета сократился, выпуск необеспеченных ассигнаций - тоже, ассигнационный курс в 1811 году даже на пару копеек приподнялся.
   После отставки Сперанского главным финансовым деятелем становится министр финансов Д.А. Гурьев.
   
Дмитрий Александрович Гурьев

   Дмитрий Александрович Гурьев. 1751-1825. Министр финансов в 1810-1823 годах. Имел протекцию и при Екатерине, и при Александре (у молодых друзей); в 1802 году был назначен товарищем министра финансов; одновременно возглавлял Департамент уделов. Возглавил министерство благодаря содействию Сперанского, с которым вместе разрабатывал финансовые реформы. В период совместной деятельности часто с ним не соглашался, но в дальнейшем обсуждал с ним проекты действий.
   
   Гурьев. Попытка первая.

   Гурьев, вопреки стремлению Сперанского считать всё на серебро, предложил для повышения курса ассигнаций расширить их хождение. Он добился издания Манифеста 9 апреля 1812 года о том, чтобы государственные сборы уплачивать обязательно ассигнациями (при этом они рассчитывались на серебряной основе и переводились в бумажки на основании "податного" курса, определяемого правительством каждый год); расчёты между частными лицами допускались и в серебре, но с тем чтобы никто не отказывался от приёма платежа ассигнациями по текущему курсу.
   На самом деле Манифест оказал воздействие, скорее, обратное задуманному. По сути, он узаконил существующее соотношение ценностей бумажных и металлических денег. В результате серебро получило широкое хождение даже там, где раньше преобладали ассигнации. Население уже не боялось отдавать сбережённое серебро. Серебро придерживали раньше, когда деньги одного номинала, но разного материала, имели разную действительную стоимость. Теперь же люди знали, что правительство признало разницу в курсах, и будет взыскивать платежи бумажными деньгами по заранее объявленному курсу. Смысл хранить серебро "в чулке" исчез.
   Таким образом, и этот вариант реформирования не привёл к успеху. Новые планы реформ на несколько лет отодвинула война, которая поставила на повестку дня срочное изыскание денег в больших объёмах. 1812-1815 годы - это новые допечатки ассигнаций на 244 млн, что понизило их курс с 26,5 до 20 копеек. С 1816 г. руководство страны вновь задумалось о реформе.
   
   Гурьев. Попытка вторая.

   Новый план Гурьева признавал ассигнации государственным долгом и предполагал восстановление их курса путём возвращения к объёму начала века (то есть, следовало уничтожить 450 млн рублей). 16 апреля 1817 года правительство заявило о начале новой попытки реформирования денежной системы. В тот день вышел манифест о преобразовании Комиссии погашения государственных долгов. В новом уставе Комиссии было записано, что каждый год на уничтожение ассигнаций выделяется 30 млн рублей доходов от государственных имуществ, а также средства из иных источников, включая и займы.
   Именно эти последние оказались орудием, давшим наибольшие поступления для выкупа. В течение 1818-1822 годов было изъято ассигнаций на 240 млн рублей из 836 млн в обращении (почти 30 %), однако курс бумажного рубля повысился лишь с 25,2 до 26,4 копейки. Между тем, государственный долг из-за выкупной операции вырос на 300 млн, по которым следовало платить и погашение, и проценты. Одновременно в стране стало не хватать ассигнаций, из-за чего в конце 1818 года часть налогов разрешили уплачивать серебром.
   Таким образом, и вторая программа Гурьева потерпела неудачу, и в апреле 1823 года во главе министерства его сменил Е.Ф. Канкрин.
   
Егор Францевич Канкрин

   Егор Францевич Канкрин. 1774-1845. Министр финансов в 1823-1844 годах. Немец (Георг фон Канкрин). В России - с 1797 года. Начинал с должности управляющего соляным заводом (казённое предприятие), затем последовали разные должности в МВД (имевшем в то время очень широкий круг ведения). Его сочинение "О средствах продовольствия больших армий" заметил император, и Канкрина перевели в военное ведомство по интендантской части. В 1812 году он служил генерал-интендантом 1-й Западной армии (у М.Б. Барклая-де-Толли), с апреля 1813 года руководил интендантской частью всей действующей армии. В 1820-м вернулся на статскую службу. С 1821 года - член Государственного совета по департаменту государственной экономии. Автор книг "Всемирное богатство, национальное богатство и государственное хозяйство" (1821) и "Экономия человеческого общества и состояние финансов" (1840-е годы), почётный член Французской Академии наук. Осторожное отношение к новшествам и неприятие резких перемен сочетал с готовностью идти на реформы в тех случаях, когда они необходимы, и самостоятельностью суждений (в 1818 предлагал даже план освобождения крестьян).
   
   "Система фиксации".

   Новый министр выступил против стремления повысить курс ассигнаций, т.к. это опять привело бы к скачкам цен, и "публика паки должна была бы перенести от возвышения их все те изменения в частном состоянии и все убытки, только в обратном виде, которые действием времени и обстоятельств перенесла уже от упадка оных". "Система фиксации" - вот его предложение: удерживать существующий курс, не уничтожая, но и без крайней нужды не допечатывая ассигнаций.
   В первые годы основной задачей Канкрина стала ликвидация хронического бюджетного дефицита, для чего он старался сократить расходы (ограничением запросов отдельных ведомств) и увеличить доходы (восстановлением откупной системы продажи водки). Дефициты, тем не менее, сохранялись; их покрывали внешними займами, займами в государственных кредитных учреждениях (то есть, казна использовала деньги вкладчиков) и внутренними займами - выпусками билетов Государственного казначейства ("серий"), которые приносили их владельцу ежегодный доход и подлежали погашению через 4 года, но в то же время могли использоваться для расчётов наравне с деньгами.
   На фоне всего этого ассигнации выросли в цене с 26,7 серебряной копейки в 1824 году до 28,5 копейки в 1839-м.
   Тем временем в стране распространилось явление, названное современниками "простонародный лаж".
   Из словаря: "лаж [ит. l'aggio] - приплата к установленному курсу при продаже ценностей на бирже". Вот другое определение, более специальное и более точное в данном случае: "Комиссионные, получаемые при обмене слабой валюты на сильную или на золото". В любом случае, суть сводится к тому, что официальный курс валюты (в данном случае - бумажного рубля) не соответствует курсу данной сделки.
   Сами по себе валютообменные операции (серебро на ассигнации, и наоборот) совершались, наверное, не так уж часто, но обычным делом был расчёт серебром за товары, цена на которые установлена (по требованию правительства) в ассигнациях. Курс при таких расчётах не вполне соответствовал официальному: серебро ценилось выше. Курс этот, как и полагается детищу рыночной стихии, колебался в зависимости от местности и прочих обстоятельств: в один день на одном базаре сделки могли заключаться с разным лажем.
   С ассигнаций новое явление перекинулось и на звонкую монету: случалось, что рубли разной чеканки принимались к действительной оплате по разным ценам. Единство денежной системы рушилось на глазах. В 1837 году император поручил министру финансов разобраться и навести порядок. Это подтолкнуло реформу денежной системы в целом.
   
   Реформа Канкрина.

   В августе 1837 года после непродолжительного обсуждения департаменты государственной экономии и законов Государственного совета приняли предложение Канкрина о создании при Государственном коммерческом банке депозитной кассы. Депозитной кассе поручили взамен принимаемых ею вкладов выпускать "билеты" (ассигнации), имеющие хождение наравне с серебряными деньгами безо всякого лажа. Цель - с одной стороны, облегчить "денежные обороты" (которые ведь удобнее осуществлять бумажными деньгами, чем металлическими), и главное - подготовить повсеместное введение "серебряных ассигнаций" взамен старых. По существу, это - принципиальный поворот в валютной политике правительства, потому что такая операция (введение новых, полноценных, ассигнаций взамен старых, обесценившихся) основана на признании (пусть и негласном) свершившейся девальвации. После этого общее собрание Госсовета обсуждало реформу ещё два года.
   Наконец, 1 июля 1839 Манифест об устройстве денежной системы был подписан. Главной денежной единицей стал серебряный рубль, а для ассигнаций установили единый и неизменный курс на серебро: 3,5:1. Все сделки предписывалось заключать в серебряной валюте (а рассчитываться - как угодно; обмен серебра на ассигнации и наоборот происходил свободно).
   Одновременно вышел указ о создании депозитной серебряной кассы: вкладчики, сдающие серебро и золото, получали "билеты", имеющие хождение 1:1 и обязательные к приёму в любые платежи. Металлы же, полученные от вкладчиков, хранились в неприкосновенности, образуя обменный фонд. Его разрешалось использовать только для обмена билетов депозитной кассы.
   "Билеты" получили признание в обществе, и на их основе предполагалось проводить дальнейшую замену старых ассигнаций. Однако вмешался неурожай 1840 года. Землевладельцы, потерпев убытки, пошли в казну за ссудами. Для выдачи этих кредитов в июле 1841 года были выпущены "кредитные билеты" Сохранных казён и Государственного коммерческого банка. То был уже третий по счёту (после ассигнаций и "билетов" депозитной кассы) вид бумажных денежных знаков. Кредитные билеты тоже обменивались на серебряные рубли один к одному, но в отличие от "билетов" депозитной кассы, должны были обеспечиваться серебряным разменным фондом не в 100 %, а лишь в 1/6 совокупного номинала выпущенных бумаг.

Кредитный билет 1843 года

   Именно кредитные билеты и были использованы в 1843 году, когда министр финансов наконец нашёл экономику готовой для замены ассигнаций. По Манифесту 1 июня 1843 года, кредитные билеты стали единственным видом бумажных денег; они были обязательны к размену на серебро в любой момент и обеспечивались всем достоянием государства Российского. При Экспедиции государственных кредитных билетов был создан "разменный фонд" (не менее 1/6 части суммы билетов), в который по-прежнему принимались серебряные и золотые вклады от населения в обмен на кредитные билеты. Обмен старых ассигнаций и депозитных билетов в основном произошёл в течение нескольких лет и был окончательно прекращён 1 марта 1853 г.
   Проверка новой системы на прочность произошла уже в 1848-1849 годах, когда революционные события во Франции и Германии пошатнули доверие к любому государственному кредиту на европейских биржах. В числе прочих оказались под давлением и русские ассигнации, которые стали активно обменивать на серебро. Несмотря на то, что требование серебра превысило взносы металлов в разменную кассу, перебоев с обменом не произошло, что вернуло упавший было курс рубля по отношению к другим валютам на прежний уровень.
   Итак, первый цикл развития денежной системы России в эпоху бумажных денег закончился; положение вернулось к 1768 году. Но правительство поняло возможность поддерживать курс ассигнаций, даже если их объём превосходит серебряное обеспечение.
   
   Кризис системы Канкрина.

   Едва совершив реформу, 1 мая 1844 года Канкрин вышел в отставку по болезни. Его сменил Фёдор Павлович Вронченко (1779-1852), не отличившийся в вопросе о курсе рубля ничем особенным, да и не имевший такой необходимости по причине своевременной своей смерти. После смерти Вронченко в апреле 1852 года новым министром финансов стал П.Ф. Брок.
   
Пётр Фёдорович Брок

   Пётр Фёдорович Брок. 1805-1785. Министр финансов в 1853-1858 годах. Служил в этом ведомстве с 1849 года, а прежде - в Комитете министров. Для его характеристики по большей части используются глаголы с отрицательной частицей: не имел (веса), не отличался (способностями), не выделялся. Впрочем, усерден.
   
   Устойчивый бюджет подорвала Крымская война: ежегодный дефицит бюджета в 1853-1856 годах составлял от 48 до 255 млн рублей Дефицит покрывали с помощью внешних займов (100 млн), займов из государственных кредитных учреждений (175 млн) и выпуска бумажных денег (425 млн). Отношение металлического разменного фонда к ассигнациям упало с 45,1 % в 1853 году до 19,2 % в 1858-м. Это почти пятая часть - всё же больше, чем изначально предполагавшаяся 1/6. То есть, государство, вроде бы, не нарушало заявленных правил игры. Тем не менее, публика заволновалась и начала усиленно пользоваться правом обмена кредитных рублей на золото и серебро.
   Быстрой реакцией Министерству финансов удалось удержать курс. В декабре 1855 года были введены ограничения на размен внутри России (преимущественный размен на серебро при экономии золота), а в феврале 1856-го усилили надзор за сборщиками податей, чтобы они сдавали в казначейства ту же монету, которую им сдаёт население.
   Главное же - в феврале 1854 года последовало ограничение на вывоз металла: золото за границу вывозить вообще запретили, а серебра при обмене иностранных денег на российские разрешили выдавать не более четверти обмениваемой суммы (остальное - ассигнациями). Такая мера, как ограничение вывоза валюты за границу, едва ли имеет значение в наши дни, когда все деньги - бумажные. Однако в условиях, когда основная валюта имеет самостоятельную ценность (золото и серебро имеют твёрдую и высокую цену вне зависимости от того, какую форму имеют слитки, и что на них выгравировано), эта мера действительно ограничила спрос на металлические монеты. Получилось, что правительство отсекло заграничный спрос на наши драгметаллы, оставив на рынке только внутренних игроков. А эти последние просто имели недостаточное количество капиталов (то есть, ликвидных материальных ценностей, которые можно обменять на золото), чтобы вывести из обращения все драгметаллы, скупив их. Поэтому вексельный курс на Лондон (или, попросту, курс рубля к фунту стерлингов), достигавший в 1853 году 38,7 пенса и опускавшийся в 1854-1855 годах до 36,1 пенса, удалось в 1856 году сохранить на уровне 38,1 пенса.
   Итак, денежную систему в основном удалось удержать, а количество денег в стране увеличилось в два с лишним раза! Это привело к эффекту, подобному тому, которого достиг Франклин Рузвельт в 1930-х годах XX века. А именно - "лишние" деньги, вброшенные правительством, привели к развитию частного предпринимательства, что вылилось в акционерное учредительство и биржевой ажиотаж. "Фабрики не успевали изготовлять товары, которые быстро расхватывались; строились новые фабрики и расширялись старые; удваивалось число рабочих часов, работали ночью; цены на все товары и заработки росли непомерно…" - описывал современник. Таким образом, начался быстрый рост производства, сопровождавшийся вечным спутником промышленного подъёма - инфляцией. Темпы последней не отставали от поражающих воображение темпов роста экономики, однако инфляция не вызвала падения вексельного курса, причиной чего стала изоляция русского денежного рынка от внешнего рынка.
   
   "Кавалерийские атаки" на свободный размен.

   Не поняв сути происходящего, Брок допустил ошибку, которую нельзя назвать единственной причиной последовавшего, но которая послужила толчком к обвалу. 12 апреля 1857 года вышел указ об отмене запрета на вывоз золота за границу, 21 апреля - снятие ограничений на размен кредитных билетов. После того, как за две недели из казны ушло на 3 млн золота, размен снова прекратили. Но на вексельном курсе это сказаться успело. К тому же и вывоз золота за границу продолжился.
   20 июля - новая ошибка: дабы направить частные капиталы в промышленность и железнодорожное строительство, процентная ставка по вкладам в государственные кредитные учреждения снижается с 4 до 3 %. Это побудило публику забирать вклады из государственных банков, в значительной части - золотом. Значительная часть этих денег также пошла на покупку облигаций русских заграничных займов, приносивших доход не менее 4 %. Облигации эти потекли в Россию из-за рубежа, опять же увеличив отток золота. Одновременно платёжный баланс был значительно ослаблен новым таможенным тарифом 27 мая 1857 года, понизившим пошлины на ввоз промышленных товаров, что привело к росту последнего.
   Всё это (и инфляция, и промахи в области международного платёжного баланса) привело к исчезновению из обращения золотой монеты. И уж коль скоро население почувствовало, что позиции правительства пошатнулись, оно тут же стало придерживать звонкую монету. Одновременно с конца 1857 года начался кризис перепроизводства, усугубившийся мировым экономическим кризисом. Многие акционерные общества разорились, промышленное производство сократилось. Мало того, с середины 1857 года правительство стало поддерживать начавший падать курс рубля на Лондонской бирже, что ещё уменьшило разменный фонд.
   В марте 1858 года Брок получил заслуженную отставку. Его место занял А.М. Княжевич.
   
Александр Максимович Княжевич

   Александр Максимович Княжевич. 1792-1872. Министр финансов в 1858-1861 годах. В 1831-1844 возглавлял общую канцелярию МФ, 1844-1854 - Департамент государственного казначейства. Карьерой был обязан Канкрину, которому служил верным помощником. Старательный исполнитель. Назначение рассматривалось как временное.
   
   Княжевич начал с того, что, исходя из своего представления о целях и задачах министра финансов, предложил безо всяких хитростей просто начать обменивать ассигнации на драгметаллы. Этот план не пропустил Госсовет, и тогда министр финансов начал (в апреле 1858 года) сокращать количество ассигнаций. До конца года удалось уничтожить примерно восьмую часть ассигнаций (90 млн рублей), однако убедиться в бесплодности этой меры Княжевич не успел: в следующие годы, удовлетворяя потребности бюджета, вновь пришлось допечатывать. Продолжал министр и поддержание курса на английской бирже (за 1858-1861 годы израсходовали 82 млн рублей).
   В ноябре 1860 года, осознавая продолжающийся кризис, Княжевич представил записку о возможностях выхода из него. Предложения его были частью поверхностными, сиюминутными (повышение ввозных пошлин, ограничение русских расходов за границей), частью - глубинными, стратегическими (развитие промышленности, ускоренное строительство железных дорог для того же промышленного развития) и объективно неизбежными. Позже к этому же придёт М.Х. Рейтерн, продержавшийся в кресле министра финансов 16 лет. Однако император и общество ещё верили в возможность быстрого восстановления прежнего курса бумажного рубля, поэтому дни министерства Княжевича были сочтены. В конце 1861 года, упреждая решение царя, он сам попросился в отставку. Новым министром стал М.Х. Рейтерн.
   
Михаил Христофорович Рейтерн
Михаил Христофорович Рейтерн. 1820-1890. Министр финансов в 1862-1878 годах. После окончания Царскосельского лицея служил в Кредитной канцелярии МФ (1840-1843), затем в Министерстве юстиции (1843-1854). Затем перешёл в Морское ведомство, став одним из ближайших сотрудников в.к. Константина Николаевича, одного из главных двигателей реформ 1860-х гг. С 1855 по 1858 год в заграничной командировке изучал финансовый строй европейских государств и США. За удачный доклад по окончании поездки получил звание статс-секретаря. В следующие годы управлял делами Комитета железных дорог и Комитета финансов, был членом Совета министра финансов, работал в Редакционных комиссиях. Имел репутацию сторонника либеральных мер.
   Что показательно, о его качествах высоко отзывался даже такой консерватор, как Победоносцев. В 1886 году, когда зашла речь об отставке Рейтерна с поста председателя комитета министров, Победоносцев писал царю: "Очень жаль будет потерять его и очень трудно заместить. Я поистине скажу, что во всю мою жизнь, присутствовав в бесчисленных заседаниях, я ни разу еще не встречал такого председателя, что для дел комитета очень важно. Голова у него замечательно свежая, дела он всегда знает отлично <…>, следит за прениями во всех подробностях, сохраняя полнейшее спокойствие и достоинство, резюмирует сказанное коротко и ясно и в трудных случаях с большим искусством проводит дело к решению. Когда он отсутствует, это очень явственно отражается на делах комитета <…>. Притом Рейтерн держит себя вполне беспристрастно, даже по таким делам <…>, где можно было бы предполагать сторонние на него влияния".

   
   Ко времени прихода Рейтерна уже не все русские выступали за восстановление паритета между рублём ассигнационным и металлическим. Некоторые экспортёры осознали выгодность для себя понижения рубля. Таково всеобщее правило: снижение курса национальной валюты выгодно экспортёрам и убыточно импортёрам; повышение - напротив, выгодно импортёрам, а экспортёрам - невыгодно.
   Новый министр, однако, принадлежал к числу сторонников сильной валюты как показателя, повышающего доверие к правительству на мировой арене. "По уменьшении числа обращающихся бумажных денег можно с осторожностью приступить к размену их на звонкую монету. Размен этот будет служить мерилом, по которому можно судить о достаточности выкупа билетов. Выкуп, очевидно, возможно делать только посредством займов" - так сформулировал свою программу по этому вопросу сам Рейтерн.
   Разменный металлический фонд ко времени его прихода составлял 80 млн рублей, или 11,2 % ассигнационного обращения. Чтобы увеличить его до размеров, достаточных для размена, Рейтерн сделал зарубежный заём на 100 млн. Причём больше половины его ушло на текущие расходы, так что разменный фонд вырос лишь до 120 млн. Тем не менее, с мая 1862 года размен был начат по курсу 1,1 рубля ассигнациями за 1 рубль серебром. При этом заранее было объявлено, что с августа цена золота и серебра понизится, а в дальнейшем будут происходить новые понижения, с тем чтобы довести цену до паритета.
   Другими словами, государство твёрдо обещало: через несколько месяцев ассигнации будут стоить больше, чем сейчас. Все, у кого были металлические капиталы, ринулись скупать ассигнации. А министр финансов - писать императору победные доклады об успешном размене. Однако с конца года те, кто скупал ассигнации, стали предъявлять их к обратному размену, желая получить свою прибыль. Всю первую половину 1863 года выдачи звонкой монеты из разменной кассы значительно превосходили металлические поступления. В августе выдачу золота пришлось остановить. В ответ резко вырос спрос на валюту (которую можно было обменять на золото и всё-таки получить свою прибыль), Минфину пришлось увеличивать расходы на поддержку рубля на заграничных биржах. Однако после отказа Ротшильдов от новых займов стало ясно, что размен не удержать. В ноябре 1863 года прекратился сначала размен, а затем и поддержка рубля на биржах против иностранных валют (трассировка), курс пошёл вниз. Все эти операции привели к сокращению разменного фонда на 35 млн рублей, не дав никакого результата с точки зрения удержания размена.
   В следующие несколько лет вопрос о денежной реформе отошёл на второй план. Надо было бороться с бюджетными дефицитами, резко возросшими из-за чрезвычайных расходов (Польское восстание, ликвидация старых кредитных учреждений; выкуп земли крестьянами). Бюджетные дыры закрывали печатным станком и заграничными займами. В результате всего этого вексельный курс рубля опустился с 36,5 пенса в 1863 году до 29,7 в 1866-м. Это было на 33,7 % ниже паритета, то есть, на деле бумажный рубль ценился на треть ниже номинальной стоимости.
   
Облигация Главного общества российских железных дорог в металлической валюте

   Мечта о паритете.

   В заслугу Рейтерну следует поставить то, что в этих условиях он смог признать ошибочность курса, проводившегося им изначально, и предложить новый план действий. Программа, предложенная Рейтерном в 1866 году, исходила из того, что "невозможно рассчитывать на скорое и совершенное улучшение нашего финансового положения"; восстановить размен по номинальному курсу не получится; необходимо остановить курс на существующей отметке, не допуская колебаний ни в какую сторону. Министр предлагал отказаться от уничтожения бумажных рублей как средства поднятия их курса (так как это может повредить внутренним денежным оборотам), поощрять экспорт, привлекать иностранные капиталы, ускорить строительство железных дорог.
   Начиная с программы 1866 года, отсчитывается новый этап в правительственной политике, основное содержание которой в этот период можно свести к двум положениям. Правительство перестало действовать в области экономики арифметическими методами, поняв, что курс рубля есть не просто результат биржевой игры, но показатель развития народного хозяйства страны и состояния её бюджета. В то же время, царь и общество по-прежнему считали конечной целью валютной политики восстановление свободного размена ассигнаций на звонкую монету один к одному.
   В следующие годы наблюдался промышленный подъём, акционерный (в т.ч. железнодорожный) бум, рост налогов; всё вместе дало возрастание налоговых поступлений в казну с 356 млн в 1866 до 576 млн в 1875 году (впрочем, прирост съедался железнодорожным строительством и иными расходами, так что бюджеты всё равно сводились с небольшим дефицитом). В июне 1867 года принялись за восстановление разменного фонда, начав посредством Госбанка покупку золота и серебра в слитках по вексельному курсу. Таким образом, был сделан первый шаг к официальной девальвации - хотя бы для нужд пополнения государственных запасов драгметаллов (то есть, в виде исключения) было признано, что курс ассигнаций не соответствует курсу серебра. В результате уже с 1868 года металлический разменный фонд начал стремительно расти и с 65 млн рублей к 1875 году увеличился до 229 млн (с 9 % до 29 % объёма ассигнаций).
облигация Восточного займа 1877 года
   При этом по существу положение государственной казны оставалось тяжёлым, прежде всего - ввиду огромных государственных займов (как внешних, так и внутренних), которые за 1862-1877 годы выросли с 2,5 до 4,5 млрд рублей. Кроме погашения, по ним приходилось ещё и проценты платить. К тому же в 1875 году до России докатился мировой кризис перепроизводства: сократился рост промышленного производства, пострадали торговые фирмы, на грани краха оказались многие кредитные учреждения. Внутренний кризис сказался на внешнем доверии к России: курс облигаций упал, вексельный курс понизился, усилился отток капиталов. Рейтерн в конце 1875 года попытался поддержать курс рубля прямой игрой на Лондонской бирже, однако одному российскому бюджету противостоять крупнейшим капиталистам ведущих держав было невозможно. Рейтерн, тем не менее, держался до октября 1876 года, но когда, несмотря на его уверения в разрушительном влиянии будущей войны на бюджет, император всё же решил ту войну начать, трассировка была прекращена; потери от неё МФ составили 50 млн. Министерство начало собирать деньги для войны: пошли займы, таможенные пошлины велено было собирать звонкой монетой (то есть, по сути, их увеличили).
   "Финансовое завещание" Рейтерна.

   Одновременно Рейтерн попытался сделать всё, что можно, в области восстановления размена. Уже в начале 1877 года, накануне начала боевых действий, он предложил восстановить разрешение сделок на звонкую монету по рыночному курсу, объясняя, что иначе правительство оказывается в тупике: бороться с инфляцией нужно, но делать это можно только изъятием ассигнаций, а взамен ничего нет, поэтому денежная масса уменьшается, торговые отношения затрудняются. Ещё более чётко эта же мысль была выражена Михаилом Христофоровичем в его "Финансовом духовном завещании", которое он полутора годами позже передал своему преемнику: "следует отказаться от надежды полного восстановления нашей денежной системы посредством размена кредитных билетов по номинальной стоимости и, вместо этого, стремиться к восстановлению её на новом металлическом базисе, посредством обмена кредитных билетов по известному курсу на другой денежный знак, имеющий металлическое обоснование".
   Но Комитет финансов показал, что общество ещё морально не готово к девальвации: предложение Рейтерна было отклонено, так как "мера эта могла бы дать повод к предположению, будто само правительство уже не признаёт за кредитным рублём его прежнего значения".
   Рейтерн ушёл с поста министра финансов в июле 1878 года сразу по окончании войны, которой решительным противником он выступал с самого начала и которая разрушила всё, чего ему удалось достигнуть за предшествовавшие годы по части упрочения бюджета и рубля. Российский рубль снова оказался существенно дешевле его номинальной стоимости. Это весьма огорчало правительство и заставляло искать решения задачи. 1880-е годы станут временем выхода "на финишную прямую" золотовалютной реформы, связанной с именем С.Ю. Витте.
   
золотая монета 1879 года выпуска

   Что почитать дополнительно:

   Русский рубль. Два века истории. XIX-XX вв. М.: Прогресс-Академия, 1994.
   

на заглавную

 

Rambler's Top100