Глава 7.
Главные прямые налоги

   Читая текст, составьте ответ на вопросы:

   Чем окладная система взимания налогов выгоднее раскладочной? Чем раскладочная выгоднее окладной?
   Подушная подать, поземельный налог, промысловый налог - окладные или раскладочные?
   Состав плательщиков подушной подати и состав плательщиков поземельного налога - чем они различаются?
   Каковы доводы в пользу того, что выкупные платежи являлись налогом? Каковы доводы против?
   В чём выгода круговой поруки? В чём её невыгодность?
   Какими недостатками действующей системы были вынуждены реформы промыслового налога: в 1812 году? в 1824 году? в 1865 году? в 1885 году? в 1898 году?
   Чем различались при Е.Ф. Канкрине купеческие и крестьянские торговые свидетельства?
   Личность предпринимателя или его дело - что облагалось промысловым налогом?
   Какие недостатки имел промысловый налог в начале XX века?
   Вопрос для обсуждения:
   Налоговая реформа Александра II и Александра III - мероприятие политическое или экономическое?

Промысловое свидетельство на торговое предприятие (верхняя часть)

    Что считать налогом? Есть сборы, которые явно к этой группе относятся. Это, например, подушная подать или налог с торгово-промышленной деятельности. Но как быть с дорожной повинностью, нередко взимавшейся деньгами? Если считать ли её налогом, то включать ли сюда и случаи натурального её взимания (отработок)? Если включать, то как определить размер этого налога в денежном выражении? Относить ли к налоговой системе местные налоги и сборы - ведь их было очень много, вплоть до налогов с собак (причём в разных местностях действовали разные налоги), и размер устанавливался во многих случаях местным властями?
   Во избежание путаницы мы рассмотрим только основные прямые налоги, отбирая их по следующим признакам.
   Во-первых, налог - это сбор в бюджет на содержание органов власти (центральных или местных), не подразумевающий оказания отдельной услуги плательщику. Таким образом мы отсекаем гербовые и им подобные мелкие сборы, объединявшиеся под именем государственной регалии.
   Во-вторых, порядок его взимания и ставки должны быть определены государственным законом. Это ограничение позволяет не рассматривать мелкие местные сборы, устанавливаемые на местах.
   Предыстория.

   Существование государства без налогов невозможно. В течение долгих веков российское население делилось на две основные группы: производителей-крестьян и потребителей-военных (служилое сословие). Налоги брались почти исключительно с крестьян. Поэтому первая более-менее чёткая система взимания налогов в России привязывалась к размеру обрабатываемой земли: единицей обложения выступала соха (от 400 до 800 десятин в зависимости от того, кому земля принадлежит). В XVII веке правительство перешло на подворное обложение (независимо от объёма пашни). Наконец, в начале XVIII века Пётр I, стремясь повысить сборы, установил подушное обложение крестьян и мещан. Подушная система просуществовала полтора столетия, и только с конца XVIII века стала дополняться развитием торгово-промышленного обложения. Появился зародыш той налоговой системы, которая разовьётся во второй половине XIX - начале XX века. Здесь мы отходим от хронологического изложения и переходим к рассмотрению налогов по видам.
   Для начала - пара важных понятий. Существует два основных принципа расчёта прямых налогов. Используя понятия начала XX века, их можно назвать так: раскладочный и окладной. При окладном общая сумма налога определяется снизу - начиная с отдельного плательщика. Правительство лишь устанавливает ставку налога, а затем поручает местным фискальным органам выявить всех подлежащих платежу граждан и взыскать с каждого причитающуюся сумму. Оно не знает, сколько именно этих плательщиков окажется, а зачастую (если налог устанавливается в виде процента от облагаемой базы) не знает и сумму, которая будет взята с каждого из них. Соответственно, только пост-фактум выясняется и общая сумма сбора.
   Обратным образом определяется сумма налога при раскладочной системе. Государство, исходя из своих потребностей и из представлений о платёжных силах своих граждан, назначает общую сумму налога (в рублях), которую надо собрать со всей страны. На основе сведений о степени развитости налогооблагаемой базы в различных регионах Министерство финансов раскладывает эту сумму между губерниями (с богатых - побольше, с бедных - поменьше). Далее губернское начальство распределяет доставшуюся ему сумму между уездами, и так дальше вплоть до отдельного плательщика.
   Отдельной оговорки заслуживает использование понятия "оклад", которое имеет два разных значения. Одно их них используется только в рамках окладной системы и соотносится с современным понятием "ставка налога". Например, про налог с городской недвижимости (после реформы 1910 года) говорили, что его оклад составляет 0,3 % цены недвижимости.
   Во втором значении понятие "оклад" значит "сумма налога, подлежащая уплате". То есть, уже не 0,3 %, а, к примеру, 10 рублей - с одного здания, 20 рублей - с другого: непосредственно та сумма, с точностью до копейки, которая подлежит уплате в казну. В этом значении "оклад" используется для описания не только окладной, но и раскладочной системы. Например, сумма дополнительного раскладочного сбора, подлежащая взысканию с Московской губернии, именовалась окладом дополнительного раскладочного сбора по Московской губернии.
   Уяснив эти понятия, можно переходить собственно к XIX веку. Известно, что на закате царствования Николая I крестьяне и мещане платили подушную подать, купцы - промысловый налог, дворяне оставались неподатным сословием. Таким образом, налоги довольно чётко разделялись по сословиям. Поэтому и мы начнём с тех налогов, которые явно увязываются с определёнными сословиями.
   Общегосударственные налоги.
   Крестьянское обложение.

   Итак, крестьяне с 1719 года облагались подушной податью, которая взималась в определённом размере с каждой души мужского пола. Размер этот на протяжении полутора веков постоянно повышался. Постоянную заботу правительства составляли недоимки, которые грозили превзойти размер оклада.
   Недоимки регулярно "слагались", то есть прощались, но накапливались снова. Значит, дальнейшее увеличение ставок подушной подати не могло дать нужного результата, при этом объём доходов от крестьян правительство не устраивал. С 1860-х годов велось обсуждение реформы крестьянского обложения, однако те проекты воплощения не получили.
   Реформа Бунге: отмена подушной подати.

   Активным борцом с подушной податью стал Н.Х. Бунге. Ему и удалось отменить этот пережиток. Реформа началась указом 18 мая 1882 года, который относился пока к незначительной части крестьян. Основной же закон вышел 28 мая 1885 года. Этим законом подушная подать с 1 января 1886 года отменялась для бывших помещичьих крестьян Европейской России, а год спустя - для всех вообще плательщиков того же района. В Сибири подушные сборы были отменены законом 19 января 1898 года.
   Таким образом, подушная подать исчезла совсем, бесследно. Это, впрочем, не значит, что крестьяне стали меньше платить. Тот же закон устанавливал способы возмещения потерь казны от потери одного из основных налогов. Во-первых, увеличивался возрождённый в 1875 году поземельный налог. Увеличив этот налог, Бунге упорядочил и его взимание.
Подати (Николай Орлов, 1895 г.)
Подати
(Николай Орлов, 1895 г.)

   Для поземельного налога ввели раскладочную систему. Погубернские оклады утверждались законодательно. Их развёрсткой в земских губерниях занимались губернские и уездные земские собрания, в неземских - органы губернского управления). Развёрстка проводилась с учётом ценности облагаемой земли, а ценность выводилась на основании земских данных, проверенных иными имеющимися сведениями (подробности оставлялись на усмотрение местных органов). Предполагалось, что этот налог составит 0,18 % ценности земель (около 3 % доходности), что даёт рост порядка 50 % по сравнению с прежними ставками.
   Таким образом, поземельный налог носил устаревший раскладочный характер, но оклады рассчитывались с учётом стоимости и прибыльности земли (в чём можно усмотреть подоходное начало, отвечающее духу капиталистической эпохи).
   Вторым способом увеличения государственных доходов для возмещения потери от отмены подушной подати стал перевод на выкуп бывших государственных крестьян. Вплоть до 1887 года они по-прежнему платили за используемые наделы арендную плату: земельная составляющая крестьянской реформы их не коснулась. Теперь же (законом 12 июня 1886 года) их наделы были предоставлены им в собственность с обязательством выкупа в течение 44 лет. (Кроме того, поскольку они стали собственниками, на них же лёг и поземельный налог, который сам по себе был гораздо легче подушной подати). В результате этого перевода на выкуп ежегодные платежи бывших государственных крестьян за используемые ими земли увеличились.
   По этому поводу часто говорят, что отмена одного налога была возмещена увеличением другого. И действительно, сами крестьяне всё, что они должны заплатить, рассматривали часто в качестве одного общего налога (без выделения даже местных мирских, в пределах села, сборов). Однако даже оброчная подать, платившаяся до 1887 года, являлась не налогом, но арендной платой. Тем более не являлись налогом выкупные платежи, не просто представлявшие собой плату за землю, но ещё и ограниченные во времени. По прошествии 44 лет на крестьянах должны были остаться только поземельные сборы (так же, как и на землевладельцах из других сословий).
   Итак, отмена подушной подати устранила один из важнейших пережитков сословной системы. На смену налогу с податных сословий пришёл всеобщий налог, пропорциональный платёжным силам плательщиков. Это означало стремление государства внедрять в крестьянские налоги принцип экономической пропорциональности, соответствующий сути капиталистической экономики.
   Перевод бывших государственных крестьян на выкуп коснулся только Европейской России. В Сибири крестьяне остались пользователями казённой земли. Даже после 1898 года (когда отмена подушной подати наконец добралась до Сибири) они не платили поземельной подати, а платили государственную оброчную подать.
   Реформа Витте: отмена круговой поруки.

   Несмотря на изменение сути крестьянских налогов, прежней осталась форма их взимания - круговая порука. Она искусственно связывала разные по силе крестьянские хозяйства в единое целое. Чем дальше развивался капитализм, внедряющий в жизнь принципы единоличности и самостоятельности, тем сильнее круговая порука противоречила сознанию общества и его материальным возможностям.
   В то же время, отмена круговой поруки не была очевидным решением. В течение веков государство общалось с крестьянами через посредников - помещиков либо (для государственных крестьян) мирское самоуправление, что позволяло ему не иметь дополнительного аппарата для взаимодействия с отдельными плательщиками. Теперь помещиков нет. Кто будет определять размер налога с каждого крестьянина, если отменить круговую поруку?
   Можно было бы установить единый для всех налог, зависящий от размера используемой земли - но отсутствие кадастра (точного перечня всех используемых земельных участков), да ещё в сочетании с общинной собственностью на землю (и значит, с переделами), не позволяли этого сделать. Поэтому приходилось сохранять не окладную, а раскладочную систему.
   Можно было бы сохранить право подушной раскладки за общиной. Но ведь внутриобщинная раскладка держалась на круговой поруке. Можно полагать, что в случае её отмены сильные крестьяне станут добиваться на сходе возложения большей части определяемой каждому селению подати на бедных крестьян, разоряя и их, и государство. Есть, правда, податные инспектора (с 1885 года) и земские (в Сибири - крестьянские) начальники (с 1889 года), в круг ведения которых входят и крестьянские налоги, но один инспектор и несколько начальников на уезд едва успевают следить за справедливостью раскладки между селениями в целом, не говоря уже про индивидуальную развёрстку.
   Тем не менее, меры по ограничению круговой поруки принимались. Самая важная из них относится к 1899 году. В тот год вышло Положение о порядке взимания окладных сборов с надельных земель сельских обществ. Само Положение содержало ряд изменений, направленных на более аккуратное применение поруки - чтобы не доводить крестьян до разорения.
   Основное же значение Положения 23 июня 1899 года заключается в инструкции по его применению. В ней между прочим устанавливался порядок развёрстки податей крестьянским обществом. Сохраняя за общиной право раскладки налогов, инструкция предписала в раскладочном приговоре указывать условия развёрстки (по работникам, по земле, по скоту и т.д.) и строго придерживаться этих условий в отношении всех плательщиков. Каждый приговор подлежал утверждению податным инспектором, который имел право отказать в его утверждении, если обнаруживал в нём положения, "клонящиеся к нарушению казённого интереса". Это дало властям действенное средство в борьбе с заведомо неравномерной раскладкой.
   После этого отмена круговой поруки оставалась простой формальностью. И действительно, 12 марта 1903 года получило утверждение мнение Госсовета "об отмене круговой поруки крестьян по уплате окладных сборов" (в Сибири круговая порука отменена 5 октября 1906 года). Коллективная ответственность крестьян по уплате всех видов налогов была, по этому закону, заменена ответственностью индивидуальной; развёрстка налога между отдельными хозяевами по-прежнему находилась в руках общины и подлежала утверждению местными властями (земский начальник и податной инспектор).
   Отмена круговой поруки устранила ещё один пережиток, сдерживавший развитие не только налоговой системы, но экономики в целом. Одновременно она стала важным шагом на пути к всеобщему подоходному налогу, требующему единоличной ответственности налогоплательщика.
   Торгово-промышленное обложение.
   Век XVIII-й: формирование гильдейской системы.

   С древних пор торговцы и промышленники были включены в общую систему обложения. При этом каждый раз их пытались привязать к общей системе (будь то посошная или подушная), но в то же время учесть различие уровней дохода в разных отраслях и разных местностях. В результате всего этого получалась очень запутанная система.
   Из всей доекатерининской истории торгово-промышленных налогов стоит выделить два события. Во-первых, это появление с XVII века патентов на содержание лавок. Понятие "патент" имеет в данной теме два значения. Говоря узко, это разрешение на право производства определённой торгово-промышленной деятельности (говоря по-современному, лицензия). В более общем виде патент - вид налога, подразумевающий единовременную уплату за право осуществлять ту или иную деятельность, при том что размер платы не зависит от суммы дохода. Поэтому ниже патентом будут нередко называться и те сборы, которые именовались иначе, но соответствовали приведённому выше определению.
Торг в Нижнем Новгороде (фрагмент) <br>(Аполлинарий Васнецов)
Торг в Нижнем Новгороде (фрагмент) (Аполлинарий Васнецов)

   Второе важное событие доекатерининской эпохи - обособление в том же XVII веке время купцов ("гостей") в качестве сословия, имеющего привилегию на занятия торгово-промышленной деятельностью. В первой половине XVIII века появилось и деление купцов на гильдии, хотя и не связанное ещё с уровнем налогообложения.
   Более-менее чёткую систему ввела Екатерина II. В 1775 году она издала специальный манифест, дополненный через десяток лет Жалованной грамотой городам. Императрица отменила подушную подать для купцов, заменив её процентным сбором с "объявленных по совести" капиталов. Чем больший капитал объявлял купец, тем больше он платил за своё гильдейское свидетельство. По существу, то был даже не патент, а нормальный процентный налог с капитала Чтобы был стимул показывать большие капиталы, Екатерина предоставила разным гильдиям разные права. Купцы 1-й гильдии (капитал - 10-50 тыс.) получали право любой торгово-промышленной деятельности, включая зарубежную торговлю. 2-я гильдия (5-10 тыс.) - это любая торговля внутри России. 3-я гильдия (1-5 тыс.) - только "мелочной торг". Впоследствии размеры минимальных гильдейских капиталов несколько раз повышались.
   Право на мелкую торговлю имели также цеховые (ремесленники), мещане (городские жители) и крестьяне. Они просто платили подушную подать. Были и крестьяне, ведущие крупную торговлю - якобы по поручению ("под именем") настоящего гильдейца. Чтобы упорядочить эту отрасль, Александр I в 1812 году ввёл и для них систему патентов. Теперь крестьянам, желающим заниматься солидной торговлей, требовалось брать крестьянские торговые свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог (при этом они не становились купцами). Для крестьян цена свидетельства была установлена не в процентах от капитала, а твёрдо для каждого из трёх видов свидетельств (на уровне примерно 5 % от минимального для данной категории капитала). Эти цифры примерно соответствовали тому, что на деле платили купцы, поскольку они указывали капитал, минимально необходимый для записи в гильдию.
   Число заведений, которые можно открывать по гильдейскому либо крестьянскому свидетельству, не ограничивалось.
   Введение гильдейских и крестьянских торговых свидетельств закончило складывание особой системы промыслового обложения. Единая окладная основа сочеталась в этой системе с двумя принципами расчёта налога. Патентным (свидетельства твёрдой цены для крестьян и мещан) и процентным (купеческие свидетельства).
   В соответствии с условиями времени, эта система имела ярко выраженный сословный характер. Даже при равных по размеру капиталах различались купцы (имевшие сословные привилегии) и торгующие крестьяне. Обособлялись и цеховые с мещанами, право торговли которых ограничивалось мелочным торгом.
   Реформа Канкрина: введение билетов.

   Подать с купцов сначала составляла 1 %, а к 1812 г. возросла до 4,75 %. Кроме того, взималась пошлина с листа купеческих книг, сбор на водяные и на сухопутные сообщения и на земские повинности. В итоге купец 3-й гильдии должен был платить не менее 478 рублей (почти 6 % минимального для этой гильдии капитала), 2-й - 1495 (почти 6 %), 1-й - 3462,5 рубля (почти 7 %).
   Из-за такого повышения ставок, и с учётом нечёткости законодательных требований, около половины купцов перешло в иные сословия; многие отдельно торгующие дальние родственники или даже не родственники стали заявлять семейный капитал (и значит, выбирать один патент на всех). Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн рублей (ассигнациями) в 1813 году до 9,5 млн в 1824 году. Стала очевидной необходимость реформы. 14 ноября 1824 года вышло "Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний".
схема: промысловое обложение по итогам реформы 1824 года

   Первая составляющая той реформы - изменения в отношении личного патента. Гильдейская подать тоже (как и крестьянская) стала неизменной (соответственно 2200, 880 и 220 рублей). Таким образом, объявление капитала потеряло практическое значение. Чтобы облегчить для купечества, отбывающего ещё и разные служебные повинности, конкуренцию с крестьянами, крестьянские свидетельства первых 3-х (а всего их стало шесть) разрядов сделали дороже купеческих: 2600, 1100, 400 рублей. При этом подробно прописывались права, даваемые каждым свидетельством. Это позволило более чётко отделить действительно мелкую крестьянскую торговлю от более солидной розничной. Заодно были отделены и обложены налогом торговцы из числа горожан. Мещан разделили на посадских (которые сохранили право мелкой торговли и ремесла без дополнительной оплаты) и торгующих мещан. Для последних появились свидетельства наподобие купеческих ценой от 40 до 120 руб. (в разных местностях). Это давало торгующим мещанам преимущество перед торгующими крестьянами, вынужденными платить за подобные свидетельства (4-го разряда) по 150 руб.
   Впрочем, эту сторону реформы можно считать в основном технической. Более важна вторая её составляющая. Помимо торговых свидетельств, появились билеты на лавки (торгово-промышленные заведения). Купцы и крестьяне первых 3-х разрядов получили право на 3 бесплатных лавки (за дополнительные надо было платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности). Мещане и крестьяне 4 разряда - по одной лавке. 5 и 6 крестьянский разряд - это мелочная торговля, ремесленные мастерские и постоялые дворы в мелких городах.
   Введением билетов на предприятия был начат перенос обложения с личности на предприятие. Это и можно считать основным достижением реформы 1824 года.
   Шагом назад можно было бы считать замену процентного сбора с капиталов твёрдыми ставками, то есть, уничтожение зачатка подоходного обложения. Но это было лишь официальное признание того очевидного факта, что на деле платимый купцами налог от размера их капитала не зависел.
   И в этом состоял коренной недостаток сложившейся системы. Если купец, имеющий, к примеру, капитал в 10 тысяч рублей (и соответственно, прибыль в 1 тысячу) платит за право торговли в течение года те же 800 рублей, что и купец, имеющий 30 тысяч капитала и 3 тысячи дохода, то и фактическая ставка обложения (в пересчёте на долю прибыли) у них различается тоже в три раза. Очевидно, такая система выгодна крупным предпринимателям и невыгодна мелким. И это обусловливает её ущербность. Во-первых, ущербность с точки зрения народного хозяйства: она тормозит развитие мелкого предпринимательства, сокращая конкуренцию на рынке и сдерживая рост производства. Во-вторых, с точки зрения государственного бюджета: она не позволяет взять с крупных предпринимателей всё, что они могли бы дать. Ведь повышение стоимости патента поведёт к разорению мелких плательщиков, платёжные силы которых и так на грани, в то время как богатые платят лишь незначительную часть своих доходов.
   Реформа Рейтерна: отмена сословности.

   1825 год дал рост гильдейского сбора с 9,5 млн до 13,2 млн ассигнациями. Но затем началось падение. Число выбранных патентов сокращалось, даже несмотря на понижение ставок для низших разрядов торговцев и ремесленников с разделением их по местностям. Лишь под конец периода наблюдался некоторый рост: 1824 год - 2,7 млн рублей серебром., 1825 - 3,75, 1850 - 3,7 млн, 1860 - 5,2 млн. В 1861 все ставки были повышены в ожидании подъёма торгово-промышленной деятельности бывших крепостных, но общий объём поступлений сохранился.
   В итоге после долгого (с 1847 года) обсуждения, в ходе которого высказывались предложения ввести налог, зависящий от успешности предприятия, приняли Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов 1863 года, дополненное законом 9 февраля 1865 года.
схема: промысловое обложение по итогам реформы 1865 года

   Принципы обложения сохранились: личный патент + патент на предприятие (билет). Но существовавшие прежде две параллельные шкалы патентов (для купцов и крестьян) свелись к одной.
   Личные патенты по закону 1865 года делились в зависимости от вида торговли: опт, розница, мелочной торг. Торговые ( = купеческие) свидетельства давали и сословные права. 1 гильдия - только оптовая торговля по всей стране; 2-я - розница в пределах одного города и его уезда. Оклад по 1 гильдии - 265 руб. серебром (вместо 600), 2 гильдии - 5 разрядов от 25 до 65 руб. (в зависимости от местности). Таким образом, гильдий осталось две. Для более мелкой торговли были введены свидетельства, названные промысловыми: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактурными и колониальными товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещанские промыслы, с 1827 года свободные от обложения (2,5 руб. с работника повсеместно).
   Билетную составляющую тоже усовершенствовали. Отныне по торговым и промысловым свидетельствам можно было держать любое число заведений, но на каждое - выбирать отдельный билет от 2 до 30 руб. в зависимости от гильдии и класса местности. В течение следующих 15 лет эта система подвергалась частным уточнениям и усовершенствованиям, из которых здесь заслуживает упоминания ограничение на число билетов по одному патенту (10 заведений по 1 гильдии, 5 - 2-й, 3 - мелочной торг).
   Подытожим реформу. Введение единой шкалы налога для всех граждан, занимающихся предпринимательством, значительно ослабило сословный принцип в налоговой системе, приведя её в соответствие с отменой крепостного права. В то же время, сословный пережиток сохранялся в виде выделения первых двух групп в гильдейское купечество, имевшее не только торговые привилегии.
   Сохранялась неравномерность системы, более тягостной для мелких предпринимателей, чем для крупных. Билеты не устранили неравномерность обложения, так как плата за них даже после реформы Рейтерна составляла меньшую часть общего налога (купец 1 гильдии платил при одном заведении 618,5 руб., при десяти - 1095,5). Поэтому в 1883 году Министерство финансов поставило вопрос о введении большей уравнительности в промысловое обложение. В итоге появилось Положение 15 января 1885 года, основным содержанием которого стало введение дополнительного процентного и раскладочного сборов с предприятий.
   Реформа Бунге: дополнительные процентный и раскладочный сборы.

   Процентный сбор действовал в отношении акционерных или, как их ещё именовали, отчётных предприятий. Последнее название связано с тем, что акционерные общества по закону обязаны были вести бухгалтерию в строгом соответствии с официальными правилами и ежегодно публиковать во всеобщее сведение отчёты о своей деятельности. Соответственно, налоговые органы знали размер их прибыли с точностью до копейки. Отчётные предприятия по реформе 1885 года облагались налогом с прибыли в размере 3 %.
   Сложнее было с неотчётными предприятиями: определить достоверно их прибыль не представлялось возможным. Для них ввели раскладочный сбор. Общий (на страну) объём сбора утверждался каждые три года и раскладывался между губерниями в зависимости от числа патентов, выбранных в каждой из них, и "по сумме производства фабрик и заводов". Внутри губернии между уездами сумма развёрстывалась "сообразно степени развития в них торговли и промышленности", а между предприятиями в уезде - "сообразно предполагаемым прибылям" предприятий.
   Как же чиновники Министерства финансов определяли "предполагаемые прибыли" предпринимателей? Для этого привлекались выборные представители от самих плательщиков. Предполагалось, что уж купцы-то знают приблизительный уровень доходов друг друга. Шестеро выборных и податной инспектор объединялись в податное присутствие, которое, руководствуясь своими оценками, определяло сумму всех подлежащих налогу прибылей по уезду; затем вычисляло отношение к ней суммы раскладки на уезд. Таким образом устанавливался процент от прибыли, который следовало взыскать в качестве дополнительного раскладочного сбора. На основе этого процента и, опять же, приблизительных оценок размера прибылей каждого из предпринимателей и вычислялся размер платежа отдельного плательщика.
   Система податных присутствий станет применяться вскоре и в других новых налогах.
схема: промысловое обложение по итогам реформы 1885 года

   По существу, дополнением к описанной системе можно считать закон 20 мая 1885 года. Капиталы, вложенные в производство, приносят прибыль, и эта прибыль облагается налогом; тогда почему должна освобождаться от него прибыль от капиталов, вложенных в банки? Задавшись этим вопросом, законодатели установили налог с дохода от капиталов. Он взимался с доходов от государственных, общественных и частных ценных бумаг всех видов, а равно с доходов, доставляемых вкладами на текущий счёт и другими вкладами в Госбанк, коммерческие, городские банки и общества взаимного кредита. Ставка составляла 5 % дохода. Закон не относился к доходу с акций и паёв торгово-промышленных товариществ, так как этот доход уже был обложен (по реформе 1885 года) сбором в 3 %. Уплачивать налог обязывались сами плательщики дохода, которые, в свою очередь удерживали суммы налога с получателей дохода.
   Итак, появление дополнительных процентного и раскладочного сборов внесло в промысловое обложение подоходный принцип. Пока эти налоги играли меньшую роль по сравнению с патентом, но принципиальное значение имело само их появление.
   Реформа Витте: больше подоходности, больше прогрессии, долой личный патент.

   При всём своём передовом характере Положение 1885 года сохранило неравномерность обложения, связанную прежде всего с патентной составляющей. Она играла главную роль и составляла далеко не одинаковый процент прибыли крупных и мелких предприятий. Чётко осознавая этот недостаток, в 1892 году МФ начало разработку нового Положения о государственном промысловом налоге, которое и было принято 8 июня 1898 года.
   Промысловый налог по-прежнему состоял из основного и дополнительного. Основной по-прежнему уплачивался выборкой торгового документа, но все они теперь назывались промысловыми свидетельствами. Стоимость свидетельства зависела от определяемого по разным признакам размера предприятия и его отрасли (торговые предприятия разбиты на 5 разрядов, промышленные - на 8) и от местности (ранее было 5 разрядов, теперь - 4). Основных перемен в этой части произошло две.
   Во-первых, свидетельства стали выдаваться не на каждого купца, а на каждое заведение (соответственно, система билетов на предприятия в придачу к торговым свидетельствам ушла в прошлое).
   Во-вторых, они потеряли привязку к сословности. Желающие носить купеческое звание должны были выбирать отдельные купеческие свидетельства только на звание. Чтобы стать купцом 1-й гильдии, требовалось взять на своё имя сословное купеческое свидетельство (стоимостью 50 рублей); промысловое свидетельство на торговое предприятие 1 разряда или на промышленные предприятия 1-3 разрядов. Чтобы стать купцом 2-й гильдии, брали сословное купеческое свидетельство за 20 рублей; промысловое свидетельство на торговое предприятие 2 разряда либо промышленное 4 или 5 разряда. Но разрешалось торговать и не имея купеческого свидетельства. Таким образом, купеческое звание с точки зрения торгово-промышленных занятий стало лишь красивой мишурой.
схема: промысловое обложение по итогам реформы 1898 года

   Мы рассмотрели изменения в основном промысловом налоге; теперь перейдём к дополнительному.
   Изменения в дополнительном сборе для отчётных предприятий:
   1) Процентный сбор с прибыли отчётных предприятий стал прогрессивным. "Прогрессивный" в данном случае - не оценка, а точное описание, означающее, что процентная ставка налога тем выше, чем больше размер облагаемой базы (в данном случае - прибыли).
   2) Сбор с прибыли оказался дополнен налогом с капитала, тоже прогрессивным и тоже привязанным к прибыли: 0,15 % капитала для тех, кто имеет прибыль менее 3 % капитала; для остальных - от 3 до 5 % прибыли. (Нетрудно посчитать, что 0,15 % капитала - это как раз и есть 5 % от предполагаемой прибыли в 3 %; таким образом, правительство как бы отказывалось признавать возможной прибыль акционерных предприятий меньшую, чем 3 %).
   Изменения в дополнительном сборе для неотчётных предприятий:
   3) Теперь раскладочный сбор с неотчётных предприятий следовало взимать на основе не произвольных оценок раскладочных присутствий, а деклараций об обороте. По каждому предприятию владелец обязывался не позже 1 апреля подать декларацию с указанием "признаков, указывающих на размеры торговли и промысла" (число "складочных помещений", число служащих, наёмная плата за помещение, число и сила машин, число рабочих, а также оборот за последний год и, по желанию, прибыль).
   4) Возражения против оклада, определённого податным присутствием, по-прежнему могли подаваться, но теперь купец обязывался при этом согласиться на просмотр его товарных и кассовых книг председателем присутствия.
   5) Наконец, и для неотчётных предприятий ввели новую составляющую дополнительного налога. Раскладочный сбор дополнился процентным налогом с излишка прибыли. "Излишек" - это указание на способ расчёта налога: если исчисленная раскладочным присутствием прибыль предприятия превышает тридцатикратную стоимость выбранного промыслового свидетельства, то с каждых 30 рублей этого излишка прибыли будет взиматься по рублю. За этой сложной формулой скрывалась простая мысль: для всех предприятий, имеющих доход не менее 3,3 % капитала, ввести подоходный налог в размере 3,3 %. (Облагать дополнительно предприятия, прибыль которых не достигала 3,3 %, считалось слишком тягостным для этих предприятий).
   Подведём итог реформы. Реформа 1898 года (отменившая личные патенты) завершила переход с личного обложения на обложение предприятий, начатый ещё при Е.Ф. Канкрине.
   Главное же - введение сбора с капитала у отчётных предприятий и сбора с излишка прибыли у неотчётных, а также придача дополнительному процентному сбору (у отчётных) прогрессивного характера установили для всех предприятий (отчётных и неотчётных) одинаковую систему обложения, в которой значительно усилилась подоходная составляющая. Если в 1895 году сумма патентного сбора по империи превосходила сумму дополнительных сборов в три раза, то в 1908 году уже дополнительный промысловый налог превосходил основной более чем в полтора раза.
Трактирщик (Борис Кустодиев, 1916)
Трактирщик
(Борис Кустодиев, 1916)

   
   Недостатки законодательства на начало века.

   Несмотря на серьёзность проведённой реформы, после 1898 года промысловое обложение сохранило тот недостаток, на борьбу с которым нацеливалась реформа - неравномерность обложения крупных и мелких предприятий. Названная неравномерность обеспечивалась, во-первых, сохранением патентной составляющей. Данные об обложении дополнительным сбором за 1906 и 1907 показывают, что из огромной массы предприятий, привлекаемых к дополнительному налогу (свыше 450 тыс.) более половины обложены одним только патентным сбором, причём он составляет в среднем по Империи в размере более 8 % вместо 3,3 %. Это означает, что основная часть предпринимателей (конечно, мелкие) отдавала в уплату промыслового налога гораздо больше, чем те 3-5 % прибыли, которые взимались с преуспевающих коммерсантов и ворочавших сотнями миллионов рублей акционерных обществ.
   Во-вторых, неравномерность обложения происходила из-за широкого применения формальных признаков. Отнесение предприятия к той или иной группе зависело от количества используемых им комнат, от количества входов в помещение и тому подобных показателей, слабо связанных с прибыльностью. Само разделение торговли на оптовую, розничную, мелочной торг, развозной и разносной торг было чрезвычайно неопределённым и позволяло подводить одну и ту же торговлю под разные определения, что сильно меняло размер налога. Кроме того, торговые операции одного масштаба (по обороту и по прибыли) могли попадать в разные группы в зависимости от вида товаров. Одним словом, установленные внешние признаки сплошь и рядом не соответствовали платёжной силе предприятий.
   28 ноября 1903 года ввиду выяснившихся в ходе применения недостатков Положения его, с высочайшего соизволения, решено было подвергнуть пересмотру. По итогам обсуждения в 1909 году Министерство финансов внесло в Госдуму проект. Он предусматривал, при сохранении патента, отказ от применения внешних признаков при распределении дополнительного раскладочного сбора и учёт только прибыли. Однако дело так и не пошло дальше закона 1906 года.
   Закон 2 января 1906 года был оформлен как временный, но каждые три года продлевался на новый срок. По этому закону увеличилась прогрессия дополнительного процентного сбора с отчётных предприятий (предельная ставка теперь составляла не 5 %, а 14 %). Повысился сбор с излишков прибылей неотчётных предприятий (с 3,3 до 5 %). Для служащих в отчётных предприятиях (управленцев, имеющих огромные заработки) ввели прогрессивный налог с жалованья.
   Как видим, изменения 1906 года оказались не очень значительны, и на момент революции промысловое обложение пребывало в том виде, в каком оно вышло из виттевской реформы. На протяжении всей второй половины XIX и начала XX века Министерство финансов пыталось перевести промысловый налог с патентной основы на подоходную, что соответствовало потребностям времени (как потребностям народного хозяйства, так и потребностям государства). Добившись значительных успехов на этом пути, оно всё-таки не смогло довести этот процесс до логического завершения.
Отказной ответ Министерства финансов по жалобе одного из томских плательщиков промыслового налога на чрезмерно тяжёлое обложение
Отказной ответ Министерства финансов по жалобе одного из томских плательщиков промыслового налога на чрезмерно тяжёлое обложение


   Что почитать дополнительно:

   Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало XX в. М.: РОССПЭН, 2006.
   Марискин О.И. Государево тягло. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой трети XX века (по материалам Среднего Поволжья). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004.

на заглавную

 

Rambler's Top100