Дни науки: живые выступления
Один час в шкуре императора:
Александр II и его дворяне
Практикум для школьников 5–8 классов по мотивам документальной задачи "Довершить государственное здание"
Число участников: от 5 до 20.
Время: 90 минут.
Адрес московского дворянства императору Александру II, вручённый в январе 1865 года – один из исторических документов, имеющих "двойное дно". Чтобы его обнаружить, надо читать документ вдумчиво. В этом нам поможет поэт Фёдор Тютчев и другие современники.
Иван Грозный в эпоху Великих реформ:
шедевры передвижников как лакмусовые бумажки историков
Практикум для школьников 5–8 классов.
Число участников: от 5 до 20.
Время: 90 минут.
Русские художники эпохи передвижничества очень любили исторические сюжеты. Что мы можем благодаря этому понять об этих людях - не тех, кого рисовали, а тех, кто рисовал; не об отдельных художниках, но о целой эпохе?
Как работают историки:
реконструкция недосказанного
Практикум для школьников 8–11 классов на основе документальной задачи "Крестьянский приговор"
Число участников: от 5 до 20.
Время: 90 минут.
Крестьянская община России – одно из явлений, представление о которых разительно не соответствует действительному положению дел. Чтобы избавиться от ненужных иллюзий, надо знакомиться с документами. Перед нами – редкий экземпляр: постановление ("приговор") сельского схода начала XX века, в котором отпечаталось то, что должно было кануть в Лету: борьба на сходе. Кто против кого? Чтобы понять это, надо читать медленно и вдумчиво.
Эта работа позволяет почувствовать себя настоящим историком. Для изучения предлагается крестьянская рукопись, выполненная по орфографии XIX века – с "Ятями" и "Ерами".
Как работают историки:
сопоставляем противоречивые документы
Практикум для школьников 8–11 классов
Число участников: от 5 до 20.
Время: 90 минут.
Читаем рукописи из архива. Капиталистическая Россия, Великое Сибирское переселение. Жалобы переселенцев на старожилов; жалобы старожилов на переселенцев. "Понаехали тут" в XIX веке.
Житейские истории из волостного суда:
эмансипация женщины в царской России
Практикум для школьников 8–11 классов
Число участников: от 5 до 20.
Время: 90 минут.
Читаем рукописи из архивных россыпей. Поликарп и Александра: как семейная история крестьян деревни Бороздиной меняет наши представления о дореволюционной России.
Житейские истории из волостного суда:
бизнес-модель сибирского маслоделия
Практикум для школьников 8–11 классов
Число участников: от 5 до 20.
Время: 90 минут.
Читаем рукописи из архивных россыпей. Каким образом в конце XIX века удалось в считанные годы с нуля создать в Западной Сибири маслоделие, поставляющее свой товар на мировой рынок? Это не только история ловких руководителей, но и история простых людей, которые пошли по шерсть, а вернулись остриженными.
Пореформенная Россия:
комментарий к учебнику
Рассказ для школьных учителей истории
Время: 90 минут
Среди того, что хорошо известно "широким кругам узких специалистов", есть немало такого, о чём даже не догадывается школьный (а то и вузовский) учебник.
Эта лекция родилась из близкого знакомства с одним добротным школьным учебником одного уважаемого издательства – из числа имеющих министерский гриф и выпускаемых миллионными тиражами.
Речь пойдёт лишь о самых важных ошибках учебника – тех, которые выходят за рамки случайных неточностей и отражают распространённые мифы о России той эпохи, когда она начала жизнь без рабства.
Ключевые разделы:
- Великие реформы и контрреформы: не последовательно, а параллельно.
- Бурный рост "отсталой экономики": симбиоз государства и частника.
- Дух эпохи: настроение общества и этапы развития страны.
Наука и жизнь, век XIX-й:
как менялась повседневная жизнь русских обывателей в эпоху капитализма
Рассказ для школьных учителей истории
Время: 90 минут.
История науки – то, что даже в хорошем учебнике сводится к перечню учёных и научных открытий. Зачем их надо знать? Видимо, лишь для того, чтобы не прослыть невеждой.
Между тем, эпоха пореформенной России – это время, когда наука не просто развивается, но упрочивает своё положение в обществе. Наука бросает вызов святыням предыдущей эпохи – и побеждает. Наука – у всех на устах, и даже салонные барышни обсуждают новейшие научные теории. И это – одна из важнейших черт эпохи.
Одна из причин тому – взаимосвязь научных идей и перемен повседневной жизни. Как менялась повседневная жизнь обывателей, и как это связано с научными прорывами второй половины XIX – начала XX века – об этом и пойдёт речь.
|