главная страница


ФМШ. Новосибирская Физматшкола

Эта тема начиналась с разнарядки. Полувековая история ФМШ, написать которую требовалось к юбилейной дате, была сугубо арифметическим путём поделена между пятью авторами. Демидовой и Кириллову (в данном случае это был один автор, как Ильф и Петров) достался хронологически первый кусок. Как выяснилось - самый интересный. И хотя эта история заставила перенестись в другую эпоху и отодвинуть в долгий ящик монографию и вообще все дела по старой России, я рад этому зигзагу своего жизненного пути. Нам довелось познакомиться и с теми, кто своими руками создавал ФМШ (частью - познакомиться по документам, а с кем-то - даже лично). И с эпохой, когда совершались такие подвиги. В каком-то смысле история ФМШ созвучна тому, что интересно мне в капиталистической России. ФМШ - детище оттепели (XX века), и именно из оттепели (XIX века) вырастает вся пореформенная эпоха.

  • Демидова Л.Д., Кириллов А.К. "Партизанско-революционный взлёт". 1960-е годы (2013)

      Первое десятилетие - больше, чем формальный рубеж. Это время становления. Время, когда подсознательные устремления превращаются в светлый идеал, затем мучительно применяемый к жизни. Эта публикация готовилась к юбилею Физматшколы. Здесь много картинок: это книга по истории Новосибирского Академгородка. Здесь много цитат из труднодоступных после закрытия архива СО РАН документов: всякий желающий сможет составить собственное представление, а может быть, и понять что-то, что авторы не стали формулировать вслух.

  • Демидова Л.Д., Кириллов А.К. "Одна из важнейших задач Сибирского отделения" (из истории создания Новосибирской физматшколы) (2013)

      ФМШ - детище Лаврентьева, Будкера, Ляпунова. Отцы-основатели не боялись предлагать прежде небывалые формы, исходя из потребностей своего "предприятия" (СО АН) и своей отрасли (наука), которые они чётко формулировали для себя и для окружающих. По ходу разработки проекта оформление создаваемого учреждения неоднократно менялось исходя из тактических соображений (преодоление сопротивления противников, уменьшение зависимости от бюрократической системы), но чтобы сохранить суть (нацеленность на подготовку научных кадров), отцы-основатели готовы были портить настроение чиновникам любого уровня и отвлекать ресурсы самого Сибирского отделения, его институтов. Это было необходимым условием успеха.

  • Педагогические опыты ранней ФМШ (2013)

      Вложив в ФМШ уйму сил и часть души, великие отцы-основатели создали программу, позволявшую сильнейшим старшеклассникам Азиатской России в полную меру развивать свои выдающиеся способности. И натолкнулись на проблему нехватки тех, кто способен был общаться с ними на равных. Упростить программу значило пренебречь интересами сильнейших учеников, ради которых ФМШ и создавалась. Настаивать на её сохранении значило отсечь всех остальных, без которых численность сильнейших была недостаточной для существования школы. Эта дилемма оказалась потруднее физических и математических "орешков", которые с лёгкостью "щёлкали" новосибирские академики.

  • "Многосторонняя фуркация": учителя и учёные Новосибирского Академгородка в борьбе за профильные классы на закате 1960-х годов (2015)

      СО АН СССР - "патентованная" история успеха. Когда знакомишься с историей успеха, есть соблазн считать, что всё так и было задумано. Убедиться в обратном позволяет изучение эпох становления. В эпоху становления Академгородка было такое явление: Научный совет по школе при СО АН СССР. Это не связано с Физматшколой. ФМШ была у Президиума на личном счету. ФМШ - это предбанник для НГУ; значит, в конечном счёте, подготовка кадров для академических институтов. Но у руководства СО АН была и более широкая задумка: улучшить образовательную систему Академородка в целом. И здесь коса Сибирского отделения нашла на камень Министерства народного просвещения. Впрочем, и в этом деле самое важное, как обычно, не там, где большие начальники, а здесь, где "широкие народные массы".

  • Rambler's Top100